19:26, 25.06.2023

«Своего рода инопланетяне»: российский зоолог — об умственных способностях осьминогов

Осьминоги способны менять собственный мозг, проводимость нервных волокон, метаболизм в зависимости от условий окружающей среды — такая поразительная пластичность выработалась у них в процессе эволюции. Это не единственная интересная особенность осьминогов — например, их нейроны распределены по всему телу, включая щупальца. Об этом в интервью RT рассказала руководитель биологической службы научно-популярного центра «Москвариум» Ирина Мейнцер. По словам специалиста, осьминоги обладают кратковременной и долговременной памятью, что помогает им накапливать полезный для решения практических и игровых задач опыт. При этом осьминоги обычно предпочитают жить в одиночестве, не вступая в социальные контакты с представителями своего или других видов, за исключением периода размножения, который завершает их жизнь.

— Недавно учёные выяснили, что многие виды осьминогов способны перепрограммировать свой мозг, чтобы адаптироваться к сезонным изменениям температуры. Для этого животные редактируют свою РНК. Другие исследователи даже выдвигали гипотезу, согласно которой высокий интеллект осьминогов связан именно с РНК в их мозге. Как функционирует мозг этих морских обитателей? К каким животным они ближе всего по уровню развития и строения мозга?

— В данном случае речь идёт об адаптивности к внешней среде, которой обладают все животные. У хладнокровных эти механизмы интереснее, так как у них непостоянная температура тела и адаптация происходит иначе, чем у теплокровных. Учёные определили, что осьминоги могут вносить изменения в свою РНК, наблюдая за тем, как определённый вид ведёт себя при разных температурах. Животных помещали в тёплую воду, а также в холодную, и потом фиксировали изменения в РНК. Выяснилось, что изменение температуры запускает процесс редактирования РНК, которое затрагивает функционирование в организме осьминога белков кинезина и синаптотагмина. Эти белки являются медиаторами нервной системы — так называют молекулы, посредством которых осуществляется передача электрохимического импульса между нейронами или от нейронов к мышечной ткани.

Таким образом, осьминоги способны менять скорость прохождения импульсов по нервному волокну в зависимости от температуры окружающей среды. Это позволяет перестроить весь метаболизм организма и эффективно приспособиться к внешним условиям. В какой-то мере такая способность есть и у других животных, но у осьминогов и каракатиц она ярко выражена, так как в этом процессе задействовано очень большое количество молекул РНК.

Если в целом говорить про отличие нервной системы осьминогов от остальных морских и наземных животных, то они своего рода инопланетяне. У осьминогов качественно отличается структура нервных волокон. Например, у людей все нервы окружены миелиновой оболочкой, и при её разрушении поражаются нейроны головного и спинного мозга. Это, в свою очередь, приводит к развитию тяжёлых заболеваний — рассеянному склерозу, острому рассеянному энцефаломиелиту и т. д. У осьминогов же такой оболочки нет. Их нервная система эволюционировала по-другому, и нейроны взаимодействуют между собой не так, как у людей и многих животных.

• © KATERYNA KON / SCIENCE PHOTO LIBRARY

Ещё одна интересная особенность осьминогов заключается в том, что их мозг как бы распределён по всему телу в виде большой сети нейронов. Очень много нейронов находится в щупальцах. По сути, каждая конечность осьминога — это маленький мозг, она даже может самостоятельно действовать в некоторых ситуациях. Например, оторванное щупальце способно какое-то время перемещаться и реагировать на внешние раздражители.

И хотя строение нервной системы осьминогов очень простое, уникальное расположение и большое количество нейронов делает их высокоразвитыми животными. В этом плане осьминоги близки к своим родственникам — кальмарам и каракатицам. У других умных морских обитателей — морских млекопитающих — нервная система устроена иначе.

— Осьминоги могут решать экспериментальные когнитивные задачи: они находят и запоминают выход из довольно сложных лабиринтов и понимают, что нужно открыть банку с едой, чтобы её достать. Получается, что такая особенность связана с такой развитой нервной системой? Могут ли эти животные поддаваться дрессировке и влияет ли содержание в неволе, изменение среды обитания на нейрокогнитивные способности осьминогов?

— Разумными считают тех животных, которые легко находят решения задач, с которыми они до этого не сталкивались. Осьминоги в экспериментах демонстрируют наличие таких способностей. У них даже наблюдали игровое поведение, что тоже обычно характерно для высокоорганизованных животных.

Что касается дрессировки, то сейчас её принято называть иначе — тренинг. Тренингу поддаются практически все животные, осьминоги в этом плане не исключение. Они могут решать разные головоломки, им интересно открывать замки и раскручивать банки с чем-то съедобным внутри. В первый раз осьминогу будет сложно открыть банку, он с ней провозится долго. Но потом он запомнит принцип и с каждым разом будет решать эту задачу всё лучше и лучше. В успешном выполнении этой задачи играет роль и мышечная память животного, и память отдельных щупалец.

• © Stuart Westmorland

Конечно, содержание в неволе и изменения среды обитания влияют на нейрокогнитивные способности этих животных. Есть шутка, что самый умный осьминог — это тот, который дольше всех жил в лаборатории. Если регулярно давать осьминогу решать какие-то логические задачи или головоломки, то у него накапливается опыт их решения. Решая более сложные задачи, он использует те навыки и приёмы, которые применялись им прежде при выполнении простых заданий.

— Что известно о возможностях памяти этих существ? Обладают ли они разными её типами?

— Да, осьминоги точно обладают памятью. Причём как короткой, так и долговременной, это было подтверждено многими экспериментами. Известно, что эти животные хорошо различают людей. Например, осьминог «Москвариума» хорошо отличает водолазов, которые его кормят. У него есть любимчики, которых он радостно встречает, берёт у них корм, а есть те, кто ему не нравится, — у них животное пытается отобрать оборудование и маску. Такие «нелюбимчики» либо были неаккуратны по отношению к осьминогу, либо отбирали у него игрушки.

Также по теме

Муравейник в хвойном лесу «Их строение совершенно»: российский эколог — об уникальной эволюции насекомых и коллективном разуме муравьёв и пчёл

Некоторые виды муравьёв способны коллективно притворяться мёртвыми перед лицом опасности. Это случайно выяснили австралийские учёные....

Если осьминог совершает побег из аквариума, то он сначала находит дырку, через которую можно, по его мнению, вылезти, запоминает расположение, а потом снова и снова пытается выбраться через неё.

Известны также случаи, когда осьминог сбегал, но оказывался не в море, а в помещении без воды. И после спасения людьми он уже не пытался больше покидать аквариум, потому что понимал, что за его пределами ему не выжить.

— Какие нейронные механизмы лежат в основе способностей осьминога к маскировке, позволяющих ему менять цвет и текстуру кожи в соответствии с окружающей средой?

— У осьминога, как и у многих других животных, в организме есть клетки, которые отвечают за изменения окраски и пигментирование — хроматофоры. Таких клеток много, поэтому осьминоги такие яркие. Но, в отличие от других животных, хроматофоры у осьминогов объединены в отдельные небольшие хроматофорные комплексы. Можно даже сказать, что они образуют отдельный орган, состоящий из хроматофора, мышечных и нервных клеток. Клетки-хроматофоры находятся в мышечных мешочках и при деформации меняют свою ориентацию и дают какой-то определённый цветовой эффект.

Главной отличительной особенностью осьминогов в случае с хроматофорами является их способность управлять этими клетками. Нервы, которые за это отвечают, находятся в мозге животного в порядке распределения хроматофоров. Поэтому когда у осьминога меняется окрас, то это происходит волнообразно — нервные клетки возбуждаются последовательно. Это называется физиологической сменой окраски.

К тому же у осьминогов очень хорошо развито зрение, поскольку, чтобы изменить свой цвет, животное должно сначала рассмотреть цвет и текстуру окружающей среды.

• АГН «Москва»