В числе рекордсменов по конкурсу на бюджетные места уже не в первый раз оказался СПбГУП. Ректор вуза Александр Запесоцкий рассказал, как студенты получают путевку в жизнь во время учебы.
Конкурс на бюджетные места Минобрнауки в Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов за неделю до окончания набора уже составил 63 человека на место. Это в среднем. В топе – менеджмент (185), экономика – 169, лингвистика (124). Ректор университета, член-корреспондент РАН Александр Запесоцкий ответил на вопросы «АиФ».
— Александр Сергеевич, ваш вуз в числе российских рекордсменов уже не первый год. Что привлекает людей?
— Самой большой проблемой последнего 30-летия в российских вузах стали вопросы воспитания молодежи. Гуманитарный университет профсоюзов никогда от этого не отказывался. Дело в том, что образование состоит из обучения и воспитания. Если не заниматься вторым, то и первое получается плохо. Качество образования упало.
А молодежь не любит назиданий. Мы должны правильно организовывать среду, в которой студент находится все годы обучения, предложить ему ценности, которые он примет обдуманно, которые его вдохновят. Образование осуществляется не только в ходе лекций и семинаров. Очень важно, какое общение происходит между людьми.
Первокурсник приходит в наш университет и видит, что у старшекурсников есть определенные ценности, и они состоят не в том, чтобы написать шпаргалку и обмануть преподавателя. Это ценности творчества, знаний, духовной жизни, взаимопомощи. Наши студенты часто уходят из вуза в десять вечера, поскольку им интересно жить в стенах СПбГУП, они учатся, занимаются творчеством, спортом, общаются. Отсюда и конкурс.
— С чем связана особая популярность отдельных специальностей?
— В принципе людей, ощущающих в себе способности управлять другими или считать деньги, больше, чем испытывающих потребность быть хореографом или конфликтологом. К тому же эти профессии традиционно считаются престижными, хотя в Университете профсоюзов нет ни одной специальности, которая не давала бы ребятам замечательное будущее.
Например, в СПбГУП уникальная кафедра звукорежиссуры, думаю, лучшая в стране и одна из лучших в мире. Наши выпускники работают в Мариинском театре, в филармонии, ведущих музыкальных театрах города, в студиях звукозаписи. Однако конкурс на это направление — примерно 12 человек на место, потому что такие специальности требуют определенных природных данных. На некоторые специализации по звукорежиссуре мы берем людей с музыкальным образованием. Представьте, наши выпускники потом делают записи концертов Мариинского театра для всего мира. Какой здесь слух нужен? — Вот может ли быть конкурс 200 человек на место на оперное пение? Природные способности есть не у всех.
Конкурс не самое главное, хотя это привлекает общественное мнение. Куда важнее трудоустройство. У нас нет ни одной специальности, которая не обеспечила бы студенту путевку в достойную жизнь.
— А этого вы как добиваетесь? Многие вузы работают с фирмами, корпорациями, устраивают ярмарки выпускников.
— Мы просто даем хорошее образование. У нас 100-процентное трудоустройство. За последние 15 лет мы выпустили 20 тысяч человек, и из них только 25 человек были безработными первые полгода. Потом, конечно, и они устраиваются, и им хороший карьерный рост обеспечен. Мы следим за их судьбами, проводим социологические исследования.
— Вы старейший по стажу ректор в стране — 30 лет. Можете сравнивать. Чем отличаются нынешние выпускники школ от начала 90х?
— Ребята приходят в студенческую жизнь во многом примерно такими же, как мое поколение. Хотят учиться, тянутся к настоящим ценностям. К нам в СПбГУП приходит лучшая молодежь, настоящая элита, люди, которые хотят найти достойное место в жизни благодаря образованию. Однако есть серьезная проблема. Многим не хватает трудолюбия, дисциплины, ответственности.
Вот сейчас в Москве трагедия — студентка известного вуза сбила на автомобиле трех малышей. Двух из них убила. По элементарной безответственности.
К тому же, современная школа не дает старшеклассникам целостной картины окружающего мира. В советский период этому большое внимание уделялось. Сейчас у старшеклассников клиповое мышление, при котором они плохо связывают разнородные факты в общую картину. Это затрудняет получение глубокого фундаментального образования. Нужно усиливать преподавание таких дисциплин, как история, литература, культурология, философия. А учебные планы урезаны. Серьезно овладеть гуманитарными профессиями без глубокого изучения этих предметов невозможно. Но и это преодолеваем.
— В петербургских вузах традиционно много иногородних. Как помогаете им адаптироваться?
— Работают кураторы, студенческое самоуправление. У нас замечательный актив. Всех знакомим друг с другом, помогаем подружиться. Существует огромная культурная программа, организация совместных походов по театрам, музеям. Еще не наступило 1 сентября, а мы везем иногородних ребят на обзорную экскурсию по Петербургу. Есть и пешеходные экскурсии по центру города, по рекам и каналам. А еще дети едут ночью на автобусах в сопровождении сотрудников университета, чтобы увидеть, как разводят мосты. Автобус движется вверх по Неве до последнего разводного моста. Такие впечатления запоминаются на всю жизнь. Так ребята и становятся петербуржцами.
— Как вы посоветуете будущим первокурсникам провести август?
— Посоветую хорошо отдохнуть, потому что завершение школьного образования – это большой стресс. Но есть у меня и другой совет. Как-то Мстислав Ростропович, выдающийся музыкант, выступая перед нашими студентами, рассказал, как его принимал Папа Римский. Ростроповича тогда насильственно выдворили из России, не было ни жилья, ни контрактов на выступления. И вдруг Папа Римский говорит ему: «У вас есть только одна проблема». Ростропович заинтересовался: «У меня сто проблем, а вы говорите — одна!» «Нет, – отвечает ему Папа, — одна. Вы стоите посредине лестницы жизни, и у вас каждый шаг — либо вверх, либо вниз. Я желаю делать шаги только вверх». Вот и я желаю нашим нынешним и будущим студентам делать все шаги только вверх.