Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

19:13, 30.09.2016

Соавтор «народного» мастер-плана Хельсинки – о том, как сделать свой город лучше

Тимо Хамалайнен (Timo Hmlinen) не просто городской активист, живущий в Хельсинки и собравший тысячи сторонников, вместе с которыми ему удалось заметно изменить в лучшую сторону проект нового мастер-плана финской столицы

Тимо Хамалайнен (Timo Hmlinen) не просто городской активист, живущий в Хельсинки и собравший тысячи сторонников, вместе с которыми ему удалось заметно изменить в лучшую сторону проект нового мастер-плана финской столицы. Благодаря своему опыту и активному участию в обсуждении проблем городского планирования, Тимо входит в мировой топ блогеров-урбанистов, становясь приглашенным экспертом и спикером различных форумов. На прошедшем на этой неделе в Первоуральске форуме урбанистики, где обсуждалась тема трансформации старых промышленных городов, Тимо Хамалайнен на конкретных примерах посрамил скептиков, считающих, что велосипед и любая другая уличная активность на зимних уральских улицах это вздорные фантазии, а не рецепт оживления городов и борьбы с перегруженным дорожным трафиком. С чего начать тем, кто хочет менять к лучшему свой город? В чем главный ресурс городских активистов и как избежать обвинений в пустом прожектерстве или в банальном желании заработать на проблемах города. Тимо Хамалайнен поделился своим опытом с читателями Znak.com. - Тимо, общественникам, выступающим за улучшение городской среды, не часто удается развернуться до масштабов вашей деятельности, когда результатом становятся не какие-то локальные инициативы, а документ, по которому в ближайшие годы и десятилетия должен развиваться целый город. Ваш опыт действительно уникальный? - Я бы так не сказал, потому что и наша группа брала кое с кого пример. В нашем случае речь шла о группе активистов, которые в свое время оказали сильное влияние на действия локального правительства Стокгольма, когда там началась работа над документами городского планирования. Они и вдохновили меня на то, чтобы сделать то же самое у себя в Хельсинки. При этом я бы не назвал эту практику распространенной. По крайней мере, не могу сказать, что я знаю много подобных примеров. - Что имеет определяющее значение для начала такой работы в городе: наличие прогрессивных чиновников и проявленной ими политической воли или серьезный протест против существующего положения дел, который городское руководство будет уже не в состоянии игнорировать? - Конечно, власти сыграли свою роль, это трудно отрицать. Но все же еще более значимым фактором в нашем случае стало мощное социальное движение, которое заявило о себе в Хельсинки. В первую очередь, речь идет о молодежи и ее крайне критических оценках того, что дает город молодым поколениям. Если говорить точнее, острыми для молодых горожан стали два вопроса: нехватка жилья и внешний облик города, то, как он устроен. Наш город построен в соответствии с представлениями, которые были распространены во второй половине ХХ века. Это насыщенный различными учреждениями, предприятиями обслуживания центр, и окраины, откуда люди приезжают, потому что на окраинах, где они живут, по сути, ничего этого нет. Там одно жилье. Если во всем Хельсинки проживает около миллиона жителей, то в центре города всего 180 тысяч. Такой дисбаланс не нравится, прежде всего, молодежи, потому что им хочется жить в центре, имея все нужное под боком, в шаговой доступности: работу, магазины, тусовки, образовательные центры. Но жилья в центре города не хватает, и оно дорогое. Эта проблема решается, но очень медленно, и мы решили, что нужен был небольшой толчок, чтобы ускорить процесс. Важным оказалось и то, что меняется сам социум, сами жители. Например, в Хельсинки, как в общем, наверное, и везде, власти при выработке и принятии решений привыкли полагаться, главным образом, на мнение старшего поколения. И до последнего времени именно старшее поколение, можно сказать, решало все. Но сегодня на первый план, в том числе благодаря развитию информационных технологий, выходят молодые жители, а их ценности довольно сильно отличаются. Например, для них уже не имеет такого большого значения наличие своей машины. Это больше не является мерилом достатка, показателем того, что ты в этой жизни состоялся. В силу этого мобильность молодых горожан в пространстве города строится на других принципах, что формирует запрос на другое качество городской среды. - Если активные пользователи города не являются сторонниками постоянного пользования автомобилями, им как минимум становятся не нужны широкие дороги. Зато возрастает спрос на другие способы передвижения. - Совершенно верно, но, как я уже сказал, главной проблемой стала нехватка и дороговизна жилья в центре Хельсинки. Старательно изучив вопрос, мы пришли к выводу, что редевелопмент кварталов в центральной части города позволит почти удвоить там объемы жилья. - В Екатеринбурге любой, кто предложит повысить плотность застройки в центре, будет мгновенно подвергнут общественному порицанию. Наши примеры уплотнительной застройки редко оставляют шансы зеленым зонам, дополнительно осложняют трафик, а значит, ухудшают условия проживания в городе. - Принципиально важным стало то, что наши предложения сделать центр Хельсинки более населенным не предполагают практически никакого ущерба зеленым зонам. - И тем не менее, создавая альтернативу официальному плану и тем самым бросая вызов чиновникам, вы не боялись столкнуться еще и с неприятием ваших действий со стороны самих горожан? Задавали ли вам вопросы о ваших компетенциях, образовании, опыте то есть не звучали ли обвинения в деятельном дилетантизме? Не высказываются ли подозрения, что вы хотите каким-то образом заработать на противоречии интересов, которые всегда разнонаправлены в условиях такой сложной системы, как город? - Мы с самого начала предполагали такое и тоже этого опасались. Но ничего подобного не произошло. Я думаю, что здесь очень большую роль сыграла наша открытость. Мы ничего ни от кого не скрывали наоборот, всячески старались донести свою позицию, не упускали для этого ни единой возможности. Каждый, кто мог бы нас в чем-то заподозрить, мгновенно получал исчерпывающие ответы на свои вопросы. На всех наших сайтах, в блогах, в группах в Facebook мы писали, что мы не бюджетная и не коммерческая организация, что мы не получаем никакой прибыли, делаем все добровольно. - А вообще, могут ли общественные активисты брать деньги из бюджета за те идеи, которые они предлагают городу? И как избежать обвинения в том, что они работают уже не на город, не на общество, а на свой карман? У нас, например, звучат и такие предположения, что активисты работают на карман чиновников, с которыми они нашли общий язык - В Финляндии нет такой проблемы. Государство в лице правительственных органов открыто спонсирует социальные группы, понимая и подчеркивая свое понимание, что это и есть то гражданское общество, которое предлагает улучшения и помогает их осуществить. Мое твердое убеждение, что государство должно спонсировать группы, которые делают для общества что-то хорошее. - Знакома ли вам эта проблема диванной критики? Это когда у вас сначала появляется куча сторонников, потому что вы вместе с ними протестуете против чего-то. Но когда дело доходит до необходимости предпринять нечто большее, чем просто выразить протест, - грубо говоря, встать с дивана и куда-то пойти, что-то сделать - желающих участвовать в переменах и даже число сторонников резко убавляется. - Многое зависит от того, как вы сами ведете работу с обществом. Большой проблемой еще недавно было то, что люди не могли собраться просто потому, что не знали о том, какое большое количество единомышленников у них есть. Появление социальных сетей устранило это проблему. Сегодня социальные сети могут дать вам найти единомышленников, получить мощную поддержку. Послужить продвижению, популяризации ваших идей. Например, у нас в группе в Facebook 10 тысяч человек. Соцсети также помогают в сборе информации, дают неплохую и, что очень важно, быструю обратную связь. Особенно хороши они в работе с молодежью. - Если продолжать разговор в практическом ключе, какие еще советы и рекомендации вы могли бы дать тем, кто хотел бы работать над улучшением своих городов? - Во-первых, начинать с малого. Если взяться сразу за какой-то большой проект, это может не получиться. Начинайте с небольших, локальных вещей, которые вы сможете сделать даже собственными силами, не рассчитывая на помощь извне. Во-вторых, важно наладить диалог и обмен опытом с такими же активистами, которые уже что-то сделали. Установите контакт, обменивайтесь идеями, спрашивайте у них, как они поступали в тех или иных ситуациях или решали схожую с вашей проблемой. Не обязательно, кстати, чтобы это были ваши соотечественники. В-третьих, это общение с властями. Нужно выстраивать диалог с ними, пусть это не всегда просто. Как минимум вы получите больше данных по той проблеме, которой хотите заняться, или прольете свет на нее, если власти ее по каким-то причинам не видят. Но, пожалуй, самое главное не сидеть сложа руки, полагаясь на то, что проблема решится сама собой или ее решит кто-то другой. Начинайте, пробуйте, с опытом все получится. - Какова степень реализации вашего альтернативного или народного мастер-плана? Насколько сильно в итоге он повлиял на официальные документы планирования? И чем займетесь после? - Наш мастер-план создавался не просто параллельно с официальным, а в постоянном диалоге с властями. Так работа строится с 2014 года, когда мы с единомышленниками узнали о планах властей и решили на них повлиять. Думаю, что нам это удалось: в октябре официальный план будет одобрен, и мы знаем, что на него очень сильно повлияли наши предложения. Сейчас я сосредоточен на этом, а после октября буду думать, чем заниматься дальше. Как минимум важно поделиться полученным опытом, поэтому в следующем году, скорее всего, в августе, я у себя в Хельсинки организую конференцию по городскому планированию. И, конечно, в будущем я хотел бы продолжать работать в этой сфере возможно, над новым подобным проектом. Я нахожу это очень полезным занятием и хотел бы себя этому посвятить.

Автор: Александр Полозов
Источник: Znak.com
просмотров: 11

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.