Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

11:00, 09.07.2016

Уйти достойно

Русская планета

В Екатеринбурге при Центральной городской больнице № 2 открылось первое в городе отделение паллиативной помощи, рассчитанное на 30 мест. В комфортных палатах создана атмосфера, максимально приближенная к домашней. В каждой есть телевизор, кондиционер, холодильник, санузел и ванная, а также аппараты для обеззараживания воздуха. Открыты библиотека и кинозал, есть своя часовня. А родственники могут навещать больных в любое время дня и ночи, и даже жить вместе с ними в палатах столько, сколько сочтут нужным. Пациентами хосписа станут люди, страдающие неизлечимым заболеваниями, — те, кому, по оценкам врачей, отведено не более 6–8 месяцев жизни.

— Медицинская помощь пациентам с неутешительными диагнозами будет оказываться по мере необходимости в ней, но, к сожалению, она для них уже не настолько важна, как уход и забота, — пояснил корреспонденту РП руководитель отделения паллиативной помощи Константин Савинов, главный врач ЦГБ №2. — Поэтому медсестер в этом отделении больше, чем врачей — примерно по две на каждого пациента. Мы надеемся на помощь волонтеров. Задача врачей — подобрать для каждого неизлечимо больного индивидуальную и эффективную схему обезболивания, чтобы облегчить страдания на финальном этапе жизненного пути. Со всеми пациентами будет также работать психолог, он же поможет и родственникам.

Денег с неизлечимо больных никто не потребует — все расходы будут оплачиваться из бюджета Свердловской области, ведь право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе паллиативную, гарантировано всем россиянам Конституцией РФ. С открытием хосписа в Екатеринбурге общее число коек в различных хосписах региона достигло 260. Но в одном только Екатеринбурге в паллиативной помощи ежегодно нуждаются не менее 400 человек. Поэтому говорить о том, что проблема с обеспечением паллиативной помощи в Свердловской области закрыта, более чем преждевременно.

В масштабах страны она тоже стоит остро: по данным Минздрава РФ, паллиативная помощь требуется примерно 300 тыс. россиян. По итогам 2015 года количество паллиативных коек выросло по сравнению с 2014 годом в 1,5 раза и составило 7 тыс. 930 штук. Но это по-прежнему капля в море. В мае прошлого года Минздрав издал приказ увеличить количество паллиативных коек в стационарах до показателя 100 на каждый миллион жителей региона — будет создано 1400 мест. Это, конечно, почти вдвое улучшит ситуацию, но не решит проблему.

Специалисты в области паллиативной медицины рассказали РП, в каком состоянии находятся российские хосписы, и что нужно, чтобы помощь получил каждый, кто в ней нуждается.

Не только от онкологии

По мнению независимых экспертов, потребность в паллиативной помощи в России в несколько раз выше, чем цифры, из которых исходит Минздрав, разрабатывая программы по ее обеспечению. А значит, и проблема стоит еще острее, чем следует из данных официальной статистики.

— По подсчетам Минздрава, в России от одних только онкологических заболеваний умирает ежегодно как раз около 300 тыс. человек. Перед смертью больной долго страдает и нуждается в паллиативной помощи. И уже одни только онкобольные перекрывают официальную статистику по потребности в хосписах, — говорит корреспонденту РП Антон Красиков, кандидат медицинских наук, член Российской ассоциации паллиативной медицины. — Вопреки распространенному заблуждению, среди потенциальных пациентов хосписов намного меньше тех, кто умирает от онкологических заболеваний на последней стадии. Больше страдающих неизлечимыми генетическими, неврологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями, тяжелой формой болезни Альцгеймера, рассеянным склерозом на последней стадии, болезнями сердечно-сосудистой системы, легких, печени. Их как минимум две трети от общего числа неизлечимо больных. То есть цифру Минздрава уже нужно увеличить до миллиона.

С этой точкой зрения согласен и руководитель первой в России кафедры паллиативной медицины Московского государственного медико-стоматологического университета имени Евдокимова, профессор Георгий Новиков.

По словам Антона Красикова, последний раз, какое точно количество россиян ежегодно умирает от прогрессирующих неизлечимых заболеваний, подсчитывали в 2010 году, перед внесением в 2011 году изменений в ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», определивший правовое положение паллиативной помощи. Тогда эта цифра составила 2 млн человек.

Паллиативная помощь — это не только медицинское обслуживание, которое должно избавить от боли, но также и психологическая, и социальная поддержка. Фото: philanthropy.ru

Помощь для семьи

— И даже 2 млн — слишком мало, реально нуждающихся в паллиативной помощи в несколько раз больше. Почему-то, подсчитывая количество неизлечимо больных, всегда забывают об их родственниках. А им паллиативная помощь необходима не меньше, чем самому больному, — говорит корреспонденту РП Ирина Мащенко, онколог, член Ассоциации профессиональных участников хосписной помощи. — Паллиативная помощь — это не только медицинское обслуживание, которое должно избавить от боли, но также и психологическая, и социальная поддержка. Многие неизлечимо больные люди смиряются с неизбежностью смерти, а их родным принять этот факт очень тяжело. У каждого умирающего есть до 12 родственников, которые тяжело переживают предстоящую утрату.

По оценке благотворительного фонда «Детский паллиатив», среди нуждающихся в паллиативной помощи около 200 тыс. детей — в России всего два специализированных детских хосписа, один центр паллиативной помощи детям и около 20 отделений и выездных служб.

— Родным неизлечимо больного ребенка пережить его смерть намного тяжелее, чем близким умирающего человека в возрасте. Папы и мамы, бабушки и дедушки, дяди и тети не могут смириться даже с самой мыслью о том, что диагноз, который звучит как приговор. Вместо того, чтобы облегчить малышу последние дни, тратят их на безрезультатное лечение, попутно теряя все свои сбережения, — продолжает Ирина Мащенко. — Всем им требуется колоссальный объем психологической и социальной поддержки, что в разы увеличивает проблему с нехваткой паллиативной помощи в нашей стране.

Паллиативная помощь семье нужна и после смерти неизлечимо больного.

Дома, в кругу семьи

Чтобы обеспечить паллиативную помощь в должном объеме, нужны более радикальные шаги. Первые уже сделаны: год назад Минздрав разработал и принял нормативно-правовые ее основы, порядок оказания помощи, упростил правила контроля за оборотом обезболивающих препаратов. Ведется работа по созданию во всех регионах отделений паллиативной помощи. Однако в России по-прежнему остро не хватает не только самих отделений, но и специалистов. Причем нужны не только врачи, но также средний и младший медицинский персонал.

— В странах Европы и Америки специалистов по оказанию паллиативной медицинской помощи обучают уже 25 лет, а у нас до сих пор можно по пальцам пересчитать вузы и колледжи, где есть возможность получить такую специальность. Закономерно, что у нас колоссальный кадровый дефицит по этому направлению, — говорит Антон Красиков. — Работа с умирающими людьми — это еще и огромная психологическая нагрузка, которую выдержит не каждый выпускник. И даже открыв факультеты по всей стране, мы будем терять как минимум 2/3 молодых специалистов. Поэтому уже сейчас нам нужно перекрывающее потребности отделений паллиативной помощи количество мест в вузах и техникумах. Одновременно необходимо организовать дополнительное обучение участковых терапевтов и врачей общей практики, на которых сейчас в основном и ложится нагрузка по работе с неизлечимо больными. А в идеале такая дисциплина как «Паллиативная помощь» должна появиться в обязательной программе всех без исключения российских медицинских вузов и техникумов.

Параллельно необходимо развивать амбулаторное звено паллиативной помощи. Уходящие из жизни люди мечтают попасть в хоспис, поскольку не получают должного ухода и обезболивания дома, в своей постели. Если бы ситуация изменилась, и повсеместно были бы организованы выездные мобильные бригады паллиативной помощи, вряд ли кто-то из них предпочел бы провести последние дни в стационаре. Прощание с жизнью в родных стенах — этот вариант был бы и дешевле для бюджета, и комфортнее как для самого неизлечимо больного, так и для его родных. Ведь помощь на дому — это помощь всей семье сразу. Умирающие должны иметь возможность достойно уйти из жизни, а все остальные — проститься с ними.

просмотров: 75

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.