Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

15:52, 13.05.2015

«Заработать смогут все»

Вице-премьер свердловского правительства Валентин Грипас - куратор главного проекта региональных властей, он готовит Екатеринбург к матчам чемпионата мира 2018 года. Чиновничья молва также приписывает ему особо доверительные отношения со свердловским губернатором Евгением Куйвашевым (они работали вместе в Тобольске и Тюмени). В последнее время Грипас представляет интересы своего патрона еще на одном непростом участке - в спорах по поводу дорожного строительства в Екатеринбурге. В интервью Znak.com Грипас подробно объяснил, как расходуются деньги на подготовку города к ЧМ-2018 и сколько денег на самом деле нужно уральской столице для поддержания дорог в хорошем состоянии.

«Вопрос удалось решить, лишь когда подключился президент»

- Планы подготовки к ЧМ-2018 постоянно корректируются. Как они выглядят на сегодня с точки зрения затрат и объектов, которые нужно построить?

- Планы действительно постоянно меняются. В сентябре прошлого года нам поступило поручение от первого вице-премьера правительства РФ Игоря Ивановича Шувалова: оптимизировать затраты на строительство стадиона, уменьшив его размер.

- Изначально, насколько помню, планировалась цена в 15 млрд.

- Вместимость стадиона должна была быть 45 тысяч человек. В рамках федеральной программы (она описывает подготовку к ЧМ) каждому субъекту, принимающему матчи, на строительство стадиона выделялось 15,6 млрд рублей. Это чисто федеральные деньги. Субъект в виде софинансирования выделял средства лишь на проектирование. Эту работу мы выполнили, стадия «П» стадиона на 45 тысяч была выполнена, мы отправили её на экспертизу.

- Сколько мы потратили на проект? 900 млн?

- Нет, мы не тратили столько денег. Полный объем проектных работ мы не выполнили, только стадию «П». На это ушло примерно 300 млн. Оставшиеся средства будем расходовать на корректировку. В рамках названной суммы уже выполнена стадия «П» проекта на 35 тысяч мест. Сейчас проект находится в экспертизе. В ближайшие дни я поеду в командировку в Москву в Главгосэкспертизу, где будет проходить совещание по рассмотрению замечаний. Получив положительное заключение (надеюсь, это случится в конце мая), мы сможем передать документацию ФГУП «Спорт-инжиниринг» для заключения контракта с подрядчиком. Подрядчик этот определен правительственной комиссией под председательством Медведева - им стала компания «Синара-девелопмент». После заключения госконтракта между ФГУП «Спорт-инжиниринг» и «Синарой-девелопмент» подрядчик выйдет на работу. Предположительно, это случится в конце июня - начале июля этого года (при оптимальном развитии событий).

- Но ведь работы на площадке уже ведутся?

- Силами субъекта там еще с ноября прошлого года ведется демонтаж оборудования - насосов, вентиляции, телевизоров, мониторов, табло, осветительных мачт, кресел.

- Кстати, куда все это девается?

- Все оборудование мы актируем и передаем в муниципальные образования - в учреждения спорта, культуры. Мы стараемся максимально распределить все это относительно новое оборудование по области. Списывается только то имущество, которое изношено или его уже невозможно использовать второй раз - например, поле.

- Как изменился проект стадиона после получения поручения Шувалова?

- С FIFA согласовано уменьшение на 10 тысяч мест - до 35 тысяч. Были подготовлены несколько эскизных проектов, которые рассматривались на градсоветах под председательством губернатора, на общественном совете, на моих рабочих группах. В итоге архитектурным сообществом и общественным советом была определена одна из концепций, которая пошла в разработку проекта.

- Накануне ФГУП «Спорт-инжиниринг» показал эскизы - это именно тот проект, который появится?

- Да, это финальный проект, он и появится.

- Из каких принципов исходили при выборе внешнего облика?

- Учитывалась архитектура зданий, окружающих объект. Принималась во внимание история Екатеринбурга, его особенности. Наконец, нужно было заботиться о сохранении элементов памятника историко-культурного наследия «Стадион “Центральный”».

- На сколько необходимость сохранения памятника удорожает проект и работы?

- Не удорожит вообще. Предыдущий, более масштабный проект, подразумевал перенос стен. Это было дорого. Нынешний сохраняет их на месте и приводит в надлежащий вид. Изначально мы и предлагали такую концепцию - сделать стадион на 35 тысяч и уместить его в исторической чаше. Однако сначала FIFA не согласовывали такой вариант. Лишь когда министр спорта и президент, спасибо им, подключились к этому вопросу, удалось получить согласование.

- Таким стадион останется и после ЧМ-2018?

- Нет, мы обеспечим такое количество мест за счет временных трибун. После ЧМ-2018 мы получим хороший современный стадион вместимостью около 22-24 тысяч мест (временные трибуны будут демонтированы). После экспертизы будет точная цифра.

- Насколько нынешний проект дешевле первоначального, на который планировали потратить 15 млрд?

- Сейчас на экспертизу отправлена стоимость чуть более 8 млрд рублей.

- Когда должен быть закончен стадион?

- У нас есть срок до декабря 2017 года. Конечно, сам стадион должен быть построен раньше. К лету 2017 года мы должны сдать поле, к осени должна быть готовность объекта более 90%, мы должны начать его обслуживать, учиться им управлять, чтобы к весне все было и готово - и техника, и персонал. Все должно работать как часы.

- Помимо увеличенного размера, чем стадион будет отличаться от нынешнего?

- Трибуны будут полностью крытые (сейчас северная и южная открыты, а также нижние ряды западной и восточной). Будет больше входов, что позволит снизить напряжение во время матчей популярных команд. Расстояние между креслами увеличится до одного метра. Появятся комфортные сиденья с откидными снимками. Станет больше скайбоксов - VIP-лож с отдельными выходами. Я уж не говорю про современное поле, систему освещения и обеспечения видеотрансляции в формате 4K, 8К. Это будет стадион, сертифицированный FIFA и UEFA, абсолютно современный стадион европейского уровня. Он сможет принимать матчи любого уровня.

- Стадион на 22-24 тысячи мест, который останется после ЧМ-2018, на ваш взгляд, адекватен потребностям Екатеринбурга? Сколько людей сейчас посещают матчи?

- Считаю, что да, адекватен. Сейчас на матчи приходит 8-12 тысяч человек. Я надеюсь, что после появления нового стадиона будет повышаться культура «боления» и стадион будет наполняться на 80-100%. Мы вместе с ФК «Урал» будем стараться наполнять стадион и чем-то помимо матчей РФС - различные мероприятия, товарищеские матчи, встречи турнира «Кожаный мяч» и т.п.

- «Синара» обсуждает с вами привлечение субподрядчиков для строительства?

- У генподрядчика есть право приглашать субподрядчиков, но эти компании должны согласовываться с заказчиком. Мы в свою очередь работаем в плотном взаимодействии с ФГУП «Спорт-инжиниринг». Сразу скажу, что технический надзор по настоянию FIFA передан АНО «Арена 2018» - это аккредитованный орган технадзора, который будет вести работы по контролю. Возможно, часть функционала они передадут нашему ГУПу «Урал 2018», чтобы мы могли контролировать ход работ.

- У уральских строителей будет возможность заработать на этой стройке?

- По заверению «Синара-девелопмент» и по нашему настоянию производство работ и стройматериалов будет максимально локализовано - в Свердловской области, в УрФО, в России.

- Вы также говорили, что надеетесь на то, что российские и даже местные поставщики оборудования смогут получить выгодные контракты.

- Приоритет - сделать современный комфортный стадион. Если, например, казанские кресла будут соответствовать требованиям, то мы будем брать их. Но если мы поймем, что по соотношению цена-качество выигрывает европейский производитель, то мы, безусловно, отдадим предпочтение европейцам.

- Какие еще элементы инфраструктуры, помимо стадиона, должны быть построены?

- Тренировочные площадки. В Екатеринбурге их будет реконструировано четыре. Одна из них, стадион «Уралмаш», будет введена в эксплуатацию уже к лету этого года. Две другие - СК «Урал» и стадион «Калининец». Четвертая площадка - парк-стадион «Химмаш». Ему отводится особая роль. Как вы знаете, в каждом городе, принимающем чемпионат, должна быть база постоянного проживания одной из сборных команд. В заявочной книге были заявлены две такие площадки - Верхнее Дуброво и отель Ramada. FIFA согласовала только Ramada. Но там нет футбольного поля. Была идея построить поле рядом с отелем, но нам было бы непросто загружать его после ЧМ-2018. Поэтому вместе с администрацией Екатеринбурга мы приняли решение восстановить стадион на Химмаше. Из «Рамады» туда можно довезти футболистов на автобусе за 7-10 минут, это укладывается в требования FIFA. А после чемпионата этот развивающийся микрорайон получит современный стадион.

- Когда будет известно, какая именно сборная будет постоянно жить в Екатеринбурге?

- Есть возможность провести переговоры с командами и пригласить их, мы будем этим заниматься. Эта сборная во время ЧМ-2018 будет жить в Екатеринбурге, тренироваться здесь и летать на матчи в другие города.

«Будут временные неудобства»

- Еще один важный этап подготовки - реконструкция дорожной сети у центрального стадиона. Недавно был представлен эскизный проект будущего решения. В нем удается воплотить все желаемое?

- Я не буду рассказывать вам про состояние экономики и возможности бюджета. Мы старались исходить из наших возможностей. Самое главное, что мы сделаем, - продолжим проспект Ленина до улицы Татищева, до перекрестка с улицей Токарей. Это очень серьезный проект, который подразумевает реконструкцию парков и скверов, снос некоторых объектов. Появится широкая улица, которая даст возможность транзитного прохода с востока на запад города.

- Какие именно объекты планируется снести?

- Уже освобожден Центр медицины катастроф. Есть частные дома по улице Татищева, сейчас город проводит оценку по их стоимости, изъятию и выплате компенсаций. Идут переговоры с федеральным Минздравом и Росимуществом по передаче недостроенного акушерского корпуса НИИ ОММ. Также будет снесен военный госпиталь - это старое, ветхое здание, но памятником оно не является. На месте снесенного госпиталя будет парк - в качестве компенсации того, что мы потревожим дорогами нынешние скверы. Скоро концепции реконструкции парков и скверов будут представлены. Но продление Ленина - не единственная реконструкция, работы затронут много прилегающих к стадиону улиц.

- А не прилегающих?

- Планируется привести в порядок дорогу в аэропорт «Кольцово». Мы планировали сделать это в нынешнем году, но теперь запланировали работу на 2016-2017 годы, ближе к чемпионату. Пока ее состояние удовлетворительное, еще год она прослужит, а потом начнем ремонтировать.

- Дороги мы будем ремонтировать за свои деньги?

- К сожалению, нам не удалось получить федеральных средств на улично-дорожную сеть. Мы потратим более 4,5 млрд рублей.

- Эти деньги пойдут через «город»?

- Да, это предоставляемая муниципалитету субсидия, на основании которой будут заключены контракты.

- Когда планируется завершить реконструкцию дорог?

- К концу 2017 года.

- Почему Федерация не дает денег на транспортные вопросы?

- Дает. Но все «транспортные» затраты, предусмотренные в федеральном бюджете, будут пущены на реконструкцию аэропорта «Кольцово» (там предполагается совместное финансирование со стороны собственников и Федерации). В «Кольцово» увеличится количество принимающих перронов - одновременно можно будет разместить 22 самолета. При этом и сегодня аэропорт Екатеринбурга единственный из региональных готов принимать даже пиковую нагрузку ЧМ-2018. То же самое и с гостиницами: уже сегодня наш номерной фонд позволяет принимать количество гостей, которые могут прибыть на матчи ЧМ-2018 любого уровня (даже если будут играть Бразилия и Германия). У нас ведется аккредитация гостиниц, мы готовим персонал гостиниц к общению с иностранными туристами. При этом разрабатываются программы разных языковых групп - недостаточно просто знать английский, если нам по жеребьевке попадутся Португалия, Бразилия или Аргентина, то персонал должен будет говорить на португальском или испанском. Эта работа проводится на базе УрФУ, где ускоренные курсы иностранного языка будут проходить сотрудники гостиниц, общепита, спасатели, врачи, полицейские, даже таксисты.

- Появятся и новые гостиницы?

- По информации от города, к 2018 году появится пять новых сетевых гостиниц.

- Сколько максимум туристов может приехать на матч?

- По расчетам, до 50 тысяч человек. По гостиницам и аэропорту мы в целом готовы.

- За чей счет будут реконструироваться тренировочные площадки?

- Федерация выделяет на каждую около 90 млн рублей.

- Есть опасение, что подготовка к ЧМ-2018 загонит регион в новые долги. Потребуются ли заимствования для реализации проектов, о которых вы говорили?

- На сегодня все деньги по проектам, которые я перечислил, запланированы в бюджете без увеличения кредитной нагрузки.

- Какие недостатки проведения ЧМ-2018 в Екатеринбурге вы видите?

- Я вам честно скажу, что не могу сказать о недостатках. Смотрите: за счет федеральных средств мы построим новый современный стадион и еще четыре стадиона поменьше, один из которых - на 10 тысяч зрителей. У нас будет реконструирована улично-дорожная сеть. «Кольцово» увеличит пропускную способность. Гостиницы перейдут на другой уровень обслуживания, как и общепит (в ресторанах должны быть меню на двух языках, официанты и метрдотели должны говорить на 1-2 иностранных языках). Мы построим новый корпус НИИ ОММ. Само по себе мероприятие, как и любое крупное, будет встряской экономики и для нас всех. Такие события несут прогресс. Единственный минус, который есть, - сейчас начнутся массовые дорожные стройки, что-то будет перекрыто, появятся дополнительные пробки. Конечно, мы с городом стараемся организовать движение так, чтобы снизить эти проблемы. Да, эти временные неудобства, - минус. Но за ним последуют плюсы. Изучая опыт Германии и Бразилии, мы видим, что чемпионаты дали импульс развития для городов, для малого и среднего бизнеса. Это возможность заработать отельерам, рестораторам, производителям сувениров, организаторам турпоездок, таксистам… Все смогут заработать.

«500 млн на дороги Екатеринбурга - конечно, недостаточно»

- Давайте от чемпионата перейдем к текущим делам. Вы как вице-премьер курируете строительство, в том числе дорожное. В конце апреля областные власти согласовали выделение примерно 500 млн рублей на ремонт дорог в Екатеринбурге. Вам эта сумма кажется достаточной? Дороги, на мой взгляд, сейчас в очень плохом состоянии.

- Я согласен, дороги требуют внимания. Сумма мне не кажется достаточной. Но проблема не только в Екатеринбурге: по всей области в ненормативном состоянии находится более 50% дорог. На ремонт нужны средства, но сегодня мы в них ограничены. У нас много обязательств: социальные выплаты, строительство детских садов и так далее. Тем не менее город постарается на эти 500 млн сделать все возможное. Приоритет отдается гостевым маршрутам. Если получится в этом году выделить еще деньги, мы выделим. К 2018 году большинство улиц на гостевом маршруте будут приведены в порядок. И это не просто латание ям, а комплексный ремонт: срезаем дорожное покрытие фрезой, меняем бордюры и так далее.

- 500 млн - это же не единственные деньги, которые потратят на ремонт и строительство дорог в Екатеринбурге?

- Как я уже сказал, 4,5 млрд еще выделяем до 2017 года. Из них около 1 млрд - в этом году. Плюс деньги на ЕКАД - выделено 1,4 млрд федеральных средств. Если сложить все, получится, что на дороги Екатеринбурга в этом году потратят порядка 3 млрд, может, чуть больше, - немаленькая сумма. В будущем будет больше.

- Понятно, что в бюджете не хватает средств на дороги. Но еще есть вопрос качества освоения денег. Вы довольны тем, как работает мэрия Екатеринбурга по дорогам? Есть коррупционные вопросы?

- В коррупционных вопросах разберутся соответствующие органы. А по качеству всегда нужно стремиться к лучшему. Мы смогли убедить город, что областные власти должны принимать участие в приемке работ по дорожному строительству (хотя заказчиком являются муниципальные учреждения).

- Город обычно болезненно относится к такому вмешательству в их хозяйство.

- И в этот раз отнеслись поначалу болезненно, но, выслушав наши доводы, согласились с предложениями. Посмотрим, как у нас получится вместе работать, - надеюсь, что получится.

- Сколько нужно денег, чтобы дороги хотя бы в центре Екатеринбурга содержать в приличном состоянии?

- Не скажу навскидку. По-хорошему, в этом году неплохо бы выделить 1-1,1 млрд, как город и просил. Если получится, постараемся выделить в этом году еще средства.

«На модернизацию инфраструктуры для “Ласточек” нужно 20 млрд»

- Еще один вопрос, который вы курируете, - приобретение и запуск поездов «Ласточка» в Свердловской области. Как продвигается работа с РЖД по этому проекту?

- Действительно, после опытной поездки «Екатеринбург-Верхотурье» губернатор дал такое поручение, которое отработано рабочей группой и рассмотрено на совещании у председателя правительства. Очевидно, что запуск «Ласточек» из Екатеринбурга в Нижний Тагил, Верхотурье, Каменск-Уральский, Первоуральск и Кузино потребует компенсации выпадающих доходов Свердловской пригородной компании.

- То есть такие перевозки будут убыточными. Мне говорили, что придется выделять на них 100-120 млн в год.

- Правильная цифра. Это если мы будем эксплуатировать «Ласточки» на существующей инфраструктуре. Но она не позволяет получить значительную экономию времени. Чтобы добиться более существенного эффекта, нужны совсем другие деньги на модернизацию путей, перронов, строительство сервисных объектов - на всю инфраструктуру около 20 млрд рублей (плюс покупка пяти-шести «Ласточек», каждая по 400-500 млн рублей). Таких средств нет. Однако я предложил также проработать вопрос сообщения с Тюменью, Пермью, Челябинском. Сейчас этот вариант прорабатывается. Мы считаем, эти маршруты привлекут пассажиров. Ехать на «Ласточке» в Тюмень куда комфортнее, чем в плацкартном вагоне.

«Какая разница, свердловчанин или тюменец»

- Вас считают ярким представителем так называемой «тюменской команды» в свердловской власти. Насколько это сплоченная группа? Как вы сами относитесь к статусу «приглашенного менеджера»?

- Не вижу ничего плохого в ротации кадров между субъектами. Привносится что-то новое, а сам специалист, приехавший на территорию, может получить новый опыт. Главное - соответствовать поставленным целям. Екатерина II сказала: «Управлять - это предвидеть». Только сплоченная команда единомышленников может предвидеть, просчитать и оценить эффективность проектов.

- Просто есть распространенное опасение: приехали чужие люди, чтобы показать хорошую работу, набрали кредитов, потом уехали - а возвращать кредиты нам, свердловчанам.

- Не один серьезный менеджер не будет так поступать. Я работал в ХМАО, в Тюменской области. При перемещении между этими регионами про меня тоже говорили - приехал, сейчас наделает дел. Но проходило время, люди видели результат, и эти разговоры проходили. Свердловская область - замечательный регион: интересный, богатый ресурсами и людьми, культурой. Набрать долгов и попытаться за счет этого сделать жизнь лучше - путь, которым может пойти любой менеджер, вне зависимости от того, приезжий он или местный. Я считаю, что губернатор и правительство вполне компетентны и грамотно используют ресурсы.

- Свердловские чиновники чем-то отличаются от тюменских?

- Неважно, тюменец или свердловчанин. Важна квалификация, часто - управленческая смелость. Если боишься принимать решения и отвечать за них, вообще не стоит пытаться руководить.

Источник: Znak.com
просмотров: 91

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.