Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

17:36, 11.02.2015

Журналист Двидар: Приезд Путина в Египет означает конец однополярного мира

ВЕДУЩИЙ: Наконец-то приходят на информационную ленту сообщения, связанные с Египтом. Как раз по тому, что у нас оперативно появляется, обсуждаем сегодня визит Владимира Путина в Египет – это уже третий контакт с президентом Египта за последний год, насколько я помню. Будем обсуждать это вместе с египетским бизнесменом, живущим в России, журналистом Таймуром Двидаром. Таймур, здравствуйте.

Т. ДВИДАР: Здравствуйте.

ВЕДУЩИЙ: Теперь это третий визит. Первый – когда ещё был кандидатом в президенты нынешний лидер Египта, сейчас второй – когда он уже президент. Зачем сейчас поехал? Почему эта дата была выбрана, как думаете?

Т. ДВИДАР: Путин, как я понимаю, даже немного опоздал. Приглашение было осенью в 2014 году. Зачем поехал? Когда страна оказалась, на мой взгляд, в условиях санкций, абсолютно правильный ход предпринял президент России и распределил риски по экономике страны. И, наверно, сложились так обстоятельства, что Египет оказался немного в схожей ситуации, плюс личностное отношение между двумя президентами, и для России открылась замечательная возможность – в стратегически важной точке планеты, Египте, применить все те навыки по инвестированию, развитию именно российской экономики, я это подчёркиваю, то есть, с извлечением выгоды, размещая всё это в Египте. Проектов огромное количество. В первую очередь, это энергетические проекты, военно-техническ ое сотрудничество, и, как мы слышали, вплоть до системы ГЛОНАСС, то есть космические технологии. Это в рамках технологического союза. Кстати, сама идея принадлежит Андрею Ионину – известному российскому аналитику, и, по счастливой случайности, моему товарищу. Причём, когда здесь был Майтисеф, мне удалось передать это предложение, идею российских кругов. И сегодня она обсуждается в том числе. Я не хочу останавливаться на чисто инфраструктурных проектах, как Суэцский канал, сети распределения электроэнергии и прочее, и прочее. Мы определённо увидим делегацию, когда она вернётся, много очень людей бизнеса. И сельхозпроекты тоже будут развивать российские, но в Египте.

ВЕДУЩИЙ: Буквально вчера зашёл в магазин, увидел египетскую клубнику. Я этикетки внимательно читаю. Был приятно удивлён, зная, что Вы сегодня придёте. В чём ещё польза для обеих стран будет и какая? Мы друг в друга взаимно инвестируем?

Т. ДВИДАР: Я бы не сказал, что сейчас это имеет какой-то уровень. Инвестиции египетские в России находятся в пределах 70 млн долларов, равно как и российские в Египте примерно в таких же пределах. Торговый баланс, хоть увеличился, но он не превышает 4,5 млрд. И это не что-то сверхъестественн ое. Безусловно, в эти два-три дня, в преддверии визита, был очень большой экскурс, в том числе и на вашей радиостанции, по поводу отношений двух стран. Если раньше СССР и Египет строили их на идеологической основе: Советский союз – коммунистическая страна, Египет – все больше к социализму стремился, то сейчас это взаимовыгодное партнёрство с соблюдением интересов. И такое партнёрство намного крепче, чем идеологическое. И в России, и в Египте все возлагают большие надежды на это.

ВЕДУЩИЙ: А в ближайшие годы может объём торговли увеличится в двухзначных размерах? За прошлый год вырос на 50%. С одной стороны, кто-то будет говорить, что это эффект низкой базы, когда росли с таких небольших значений. С другой стороны, если рост будет продолжаться в течение долгого времени, процентов на 30–50, разговоры могут быть иные.

Т. ДВИДАР: У нас есть история с наследием. Советские российские предприятия, которые построены в 60–70-е годы в Египте, требуют модернизации. Стоит её только начать – поверьте, это будет очень неплохая прибавка в копилку российской экономики. Безусловно, с пользой для египетской. А что тут утаивать? Тот же самый концерн «Калашников», знаменитый завод, скоро, наверно, услышим о совместном производстве там. Это опять же прибавка. А модернизация систем ПВО и военно-техническ ое сотрудничество – что тут говорить. А если представим, что Россия построит для Египта атомную станцию. Об этом столько лет уже разговор ведётся. Поэтому российские инвестиции в Египте ради российской экономики, российских компаний – это самое правильное решение. Это вообще первый лидер России или даже Советского союза, который подходит таким образом: распределив трудности в развитии внутри страны из-за санкций, он вышел наружу и выбрал самый стратегический объект для инвестирования в Индии, несколько атомных станций будет Россия там строить, в Египте – одна, пусть одна, очень много других проектов по энергетике.

ВЕДУЩИЙ: Получается, что это диверсификация, а для экономики это хорошо, потому что экспорт, мы же по оружию вторые в мире экспортёры, но и по энергетике – с атомной энергетикой у нас всё тоже относительно не плохо.

Т. ДВИДАР: Представьте себе, если вам запрещено экспортировать ряду предприятий, и он размещает производство там, на территории страны, которая не последняя в списке по торговле оружием, то, наверное, это очень выгодно.

ВЕДУЩИЙ: Вполне себе, вплоть до транспортных расходов, потому что удобное расположение территориально. И возможно же ещё как транспортный хаб использовать. Если говорить о портах, базовых вещах.

Т. ДВИДАР: Канал Суэцкий, который сейчас строится, египтяне хотели бы помимо инвестирования в этот проект, зарастить всё элеваторами, а 50% зерна пшеницы поставляется из России.

ВЕДУЩИЙ: Уже 50%? Прошлую цифру смотрел, было 40%. То есть уже половина?

Т. ДВИДАР: Я, думаю, да. Могу ошибаться в точности, но египтяне оценивают в половину. Дальше США, Франция, Канада.

ВЕДУЩИЙ: Если проводить промежуточный итог тому, как мы можем вместе работать, это ещё и производство тех продуктов, которые в России вырастить невозможно из-за климата.

Т. ДВИДАР: В Египте урожай шесть раз в год. Вообще - четыре, но благодаря технологиям – шесть и больше раз.

ВЕДУЩИЙ: Некоторые вещи в России просто не вырастить, ананасы те же самые.

Т. ДВИДАР: В составе делегации есть люди, которые занимаются животноводством, сельским хозяйством, и, безусловно, им очень интересно получить для себя преференции для осваивания земель, выращивания продуктов, экспорта из Египта.

ВЕДУЩИЙ: А землю можно будет покупать? На каких условиях?

Т. ДВИДАР: Можно.

ВЕДУЩИЙ: Вообще в принципе неплохо получается. Если ещё и землю можно покупать. Это у нас такая проблема: земли навалом, а покупать её особо нельзя.

Т. ДВИДАР: Можно, но сложно.

ВЕДУЩИЙ: Таймур, мы говорили ещё о том, какие вопросы есть, связанные не только с поставками оружия. Следующий вопрос – безопасность в регионе. Насколько я сейчас понимаю, это общее сотрудничество укрепит безопасность в регионе, и общий враг – борьба с «Исламским государством»?

Т. ДВИДАР: Сам приезд президента Путина в Египет весь ближневосточный регион воспринимает как окончание однополярного мира. Россия встаёт на ноги, заявляет о себе громко. Опыт России в борьбе с терроризмом неоценим, и я уверен, львиная доля времени будет потрачена и на это. Уже, наверное, не секрет, что десантники египетские, офицерский состав, будут проходить специальную подготовку здесь. И не только десантники. Те, кто заняты в борьбе с терроризмом. Дальше мы знаем, что будет Ливийский вопрос обсуждаться и ряд других стран, не будем их называть. Египет находится сейчас в активной фазе противостояния с группировками, которые относятся к ИГИЛ идеологически. Одна из них обвинила себя, что ввела яд в станицу Синай. Опыт кавказский, опыт управления, купирования ситуации на Кавказе, крайне необходим сейчас как президенту, так и ответственным лицам египетским. В этом ключе сотрудничество будет неоценимым и стабилизирует регион в целом. Сам визит господина Путина – это очень большая поддержка аль-Сиси.

ВЕДУЩИЙ: Получается, эта стабильность в регионе может распространиться дальше. Все же заинтересованы в стабильности в регионе. Я никогда не понимал одной вещи: торговать же выгоднее, чем воевать. Когда воюешь, выгодно одним-двум, когда торгуешь – всем.

Т. ДВИДАР: Война – тоже торговля, к сожалению. По поводу стабилизации региона. Ближний Восток вроде как далеко от Самары, Москвы, Ульяновска, на самом деле, от границ России совсем недалеко. И я не сомневаюсь, что переговоры затронут много вопросов. Например, ни для кого ни секрет, что Египет и Иран в очень больших контрах, а Россия, наоборот, очень сближена с Ираном. А то, что происходит в Йемене с Хуси и чем это кончится, желательно купировать ситуацию на ранней стадии. Я просто не хочу тратить эфир на такую аналитику, но если подвести итог, то тема безопасности – наиболее острая и важная сейчас в Египте. Не будет никаких инвестиций, экономического эффекта в стране, где не безопасно. Туристические зоны охраняются, наверное, лучше, чем Аль-Сиси. Можно ехать и спокойно отдыхать. Тем не менее, хоть это и большая статья дохода, Египет хочет распределить свои риски по доходам, и для этого реализуются больше 15 национальных проектов, где Россия претендует на роль значимого инвестора.

ВЕДУЩИЙ: То есть в ближайшие годы получается диверсификация египетской экономики от туризма – самое баянистое и понятное, простите за жаргонизм, но туризм есть. Диверсификация экономики – просто промышленность?

Т. ДВИДАР: Да.

ВЕДУЩИЙ: Это понятно абсолютно всем. Одна из таких договорённостей – это российская промышленная зона, о чём говорили в августе 2014 года.

Т. ДВИДАР: Не совсем в августе, уже лет 20 идёт этот разговор, и пока он ни к чему не привёл. Смысл очень простой свободной экономической зоны: на территории страны размещают предприятия или перевалочные склады, логистические терминалы, а Египет стратегически и географически прекрасно расположен, ты получаешь окно в Африку и на ближний Восток. Распределяй и торгуй. Но со стороны России нет ажиотажа в бизнесе, чтобы туда прийти и осваивать это производство. Безналоговая зона, по большому счёту. Ты строишь предприятия, оснащаешь их, на месте у тебя высококвалифицир ованные кадры и рабочие – пожалуйста, делай свой бизнес там. Я думаю, ряд предприятий, не военных, воспользуется этим. Те же самые ребята, которые сельским хозяйством будут заниматься – свои выращенные продукты они будут аккумулировать там, пользоваться этой льготой, и беспошлинно, и безналогово производить и отправлять в Россию, чтобы огурчики-помидор чики были всегда.

ВЕДУЩИЙ: Фактически, бери деньги и поднимай.

Т. ДВИДАР: Бери деньги и поднимай. Так сделали французы в своё время в сельском хозяйстве – огромное количество садов в пустыне французских. Они поставляют сами себе.

ВЕДУЩИЙ: Кстати, если говорить об автомобилестроении, «Лада» и «Джип», понимая, что это «Аль-Амаль», «Автоваз» не участвует в основном капитале, но автокомплекты поставляет. Это к вопросу об «Автовазе» – в последний год наш производитель активизировался, те последние концепты, что я видел, над ними даже шутить перестали.

Т. ДВИДАР: Бренд «Лада» популярен, недорогая надёжная машина. Вы правильно сказали, машкомплекты, которые египтяне покупают в России и у себя собирают, они чувствуют себя неплохо. Это не «Автоваз» в том виде, к которому привыкли египтяне – это Renault, Nissan. И стратегия мне не известна, если честно. Я, в основном, слежу за ними на территории России. В части автопрома 29 предприятий в Египте, они производят 29 брендов автомобильных и, безусловно, используют, как хаб в Африку и на ближний Восток.

ВЕДУЩИЙ: Удобно же.

Т. ДВИДАР: Безусловно, это очень удобно.

ВЕДУЩИЙ: Получается, ещё и территориальное преимущество такое.

Т. ДВИДАР: Египтяне заинтересованы и в грузовых машинах. Если мы говорим о российском автопроме, то у нас есть «КамАЗ». С автобусами египтяне справляются сами.

ВЕДУЩИЙ: Что в ближайшее будущее нужно сделать, чтобы рост торговли измерялся десятками процентов?

Т. ДВИДАР: Самое первое, это ввязаться в проекты энергетической отрасли и сельского хозяйства. И потом, на ладони лежит, что бы я сделал на месте президента, безусловно, в Суэцкий обводной канал обязательно бы вложился – это стратегический кусок. Я не могу сказать, что потом можно кому-то диктовать какие-то условия, но у тебя есть безусловное преимущество. И такие шансы дважды не повторяются. Земли в России очень много, тем не менее, свои нужды и потребности в сельхозпродукции можно контролировать самим и обеспечивать условия, что египтяне это представляют, благодаря договорённостям между Путиным и аль-Сиси в свободной экономической зоне, просто обеспечивают себя овощами, фруктами. А те, которые томатную пасту заворачивают, я думаю, можно не из Ирана или Китая томаты покупать, а помидоры из Египта использовать.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо большое.

Т. ДВИДАР: Спасибо.

Ключевые слова: Армия, Терроризм
Источник: Русская cлужба новостей
просмотров: 83

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.