Свои произведения он создает так же, как это делали наши предки 1000 лет назад; картины, иконы и даже книги художник изготавливает из бересты; недавно он закончил работу над тиражом берестяной книги "Слово о полку Игореве"
Вернуться к истокам решил и один из жителей Ярославской области, возрождая древнее ремесло, которому уже более 1000 лет. Картины, иконы и даже книги художник изготавливает из бересты. За процессом наблюдала Юлия Степина.
Необходимые для работы материалы Александр Кокорин ищет в лесу. Подходящую березу выбирает долго и тщательно, как невесту. Она должна быть тонкой, гладкой и не старше 35.
Юлия Степина, корреспондент:
- Это только на первый взгляд кажется, что все березы в лесу одинаковые. На самом деле специалисты насчитывают до 40 типов деревьев. И различаются они как раз по качеству бересты. К примеру, у этой многолетней березы кора толстая и шершавая. Такая, разве что, для растопки годится. А у этой молоденькой береста тонкая и гладкая. На ней можно рисовать.
Александр осторожно, чтобы не повредить кору, снимает верхний слой бересты, оценивает ее цвет с внутренней стороны. У каждого дерева он неповторим, утверждает художник. В его квартире-мастерской хранится более 3 000 заготовок самых разных оттенков: от розового до золотистого.
Александр Кокорин, художник:
- Самое ценное в этом материале - это диапазон цветов. Вот это разнообразие - это ее самое ценное свойство, это изначальный эксклюзив.
Этот тонкий, но плотный материал наши предки использовали для письма еще в XI веке. Древние берестяные грамоты - это чаще всего черновики, наброски, частные письма. А сегодня Александр Кокорин делает из нее картины, иконы. А недавно закончил работу над тиражом берестяной книги "Слово о полку Игореве".
Александр Кокорин, художник:
- Береста ассоциируется с древностью. А самое ценное, что есть в Ярославской губернии - это "Слово о полку". Ему 800 лет. Соединение этих двух материалов более чем уместно.
На печать берестяных рисунков и текстов только для одной книги у художника ушли месяцы. Техника эта очень трудоемкая, она требует внимания и выдержки. Сначала типографская краска распределяется валиком на зеркале, только так можно увидеть песчинки и пыль.
- Здесь должно быть идеально чисто.
Затем краска наносится на заранее заготовленное пластиковое клише. Оттиск печатается под 6-тонным прессом.
- Вот этим ручным винтовым прессом начинаем давить на клише. Каждое движение - это тонна. Все, вот теперь мы снимаем бересту и смотрим, что у нас получилось.
Но даже если технология соблюдена безупречно, свиток может отправиться в мусорную корзину из-за одной непропечатанной буквы. Береста - материал непредсказуемый. В этом смысле работа над тиражом "Слова о полку Игореве" стала для рыбинского художника настоящим испытанием на прочность. Однако охоту к ремеслу не отбила. Новый проект художника - берестяной альбом с видами Ярославля.
Юлия Степина, Александр Кужель. "ТВ Центр". Ярославская область.