Боевую машину удалось восстановить буквально из груды металлолома; бомбардировщик уже стал седьмым экспонатом в музее истории завода, его сотрудники надеются собрать все 24 модели, которые выпускались на их предприятии в разные годы
Уникальный экспонат появился в музее Иркутского авиазавода - первый советский реактивный фронтовой бомбардировщик ИЛ-28. Боевую машину удалось восстановить буквально из груды металлолома. Результат кропотливой работы мастеров увидела наш корреспондент Анна Кулакова.
Трудно поверить, что этот ИЛ-28 поступил на иркутский авиазавод, разрезанный на части практически в виде металлолома. Самолет привезли из Самары, где он долгое время служил учебным пособием в Самарском аэрокосмическом институте.
Михаил Тертычный, заместитель начальника отдела Иркутского авиационного завода:
- Мы его кончили выпускать в 53 году, так что найти хороший экземпляр было достаточно тяжело, так что вот этот самолет, грубо говоря, фрагменты этого самолета нам были подарены к 75-летию нашего предприятия.
Восстановление самолета заняло больше года. Были задействованы почти все заводские службы. Работу поручили самым опытным сотрудникам различных подразделений от конструкторского бюро до малярки. Выпуск ИЛ-28 был прекращен еще в 50-е годы прошлого столетия, поэтому многие детали отличаются от тех, которые стоят на современных серийных сушках и яках. Пришлось заново изготавливать чертежи.
Дмитрий Викторович Горохов начальник сборочного цеха:
- Детали естественно были не серийные, то есть, какой-то оснастки для изготовления этих деталей не было. Это конечно накладывало отпечаток, приходилось по несколько раз доводить детали именно по самолету, поскольку другого ничего не было, отдавать их на термообработку, отдавать их в малярку, и потом окончательно их красить.
Реставрацию машины руководство завода решило проводить в свободное от работы время в качестве общественной нагрузки. Но заводчане отнеслись к восстановлению с большим энтузиазмом, ведь это первый советский фронтовой реактивный бомбардировщик. Машины этой серии участвовали в военных операциях в Афганистане, на Кубе, во Вьетнаме, Лаосе и Пакистане.
Дмитрий Мазаник, сборщик-клепальщик:
- Как он летал, где он летал. Интересно. Там пыль-то не только наша, где он находился на последнем месте стоянки, пыль-то отовсюду была наверняка.
Бомбардировщик уже стал седьмым экспонатом в музее истории завода. Его сотрудники надеются собрать все 24 модели, которые выпускались на их предприятии в разные годы. Последние образцы найти несложно, а вот первые, такие как этот И-14 придется восстанавливать с нуля.
Анна Кулакова, Евгений Альков, "ТВ Центр", Иркутск.