Несколько районов столицы вместо "Мосэнергосбыта" перевели на обслуживание другой фирмы - "Русэнергосбыт-М": компания выставляла оплату не по фактическому потреблению, а по неким нормативам, которые были заведомо занижены, в результате в "Мосэнерго" не досчитались значительной суммы
Жители Восточного и Юго-Восточного округов осаждают конторы "Мосэнергосбыта". Некоторое время тому назад несколько районов перевели на обслуживание другой фирмы - "Русэнергосбыт-М". Так на рынке поставщиков электроэнергии появились две компании, что, по мысли авторов эксперимента, должно было способствовать формированию конкурентной среды в сфере ЖКХ. Однако первый опыт не удался. Искусственно созданный конкурент не смог решить поставленную перед ним задачу. А у москвичей неожиданно возникли долги по коммунальным платежам. Почему "два" не всегда лучше, чем "один", разбиралась Екатерина Гоголева.
У москвичей появилась новая причина постоять в очереди. Из добросовестных плательщиков жители нескольких районов превратились в должников.
Лидия Иванова, житель района "Восточное Измайлово" Москвы:
- Вот мне сейчас пришел долг 400 с чем-то рублей. А я и задаю себе вопрос, я платила, я законопослушный гражданин. Я платила четко по квитанциям, которые приходили. У моего сына так еще хуже. Там вообще 6000-7000 пришло.
1 июля на рынке поставщиков электроэнергии остался только "Мосэнергосбыт". После многочисленных жалоб городским властям все же пришлось вмешаться.
Евгений Хромушин, заместитель руководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства Москвы:
- Органы власти воспрепятствовать этому не могут. То есть не имеют просто права. Потому что мы тогда, получается, будем нарушать антимонопольное законодательство и препятствовать конкуренции.
Жители двух экспериментальных округов теперь не платят "Русэнергосбыту". Но проблемы остались. Компания выставляла оплату не по фактическому потреблению, а по неким нормативам, которые были заведомо занижены. В офисе компании сейчас комментариев не дают. А в Обществе защиты прав потребителей считают, что оба поставщика в первую очередь должны разобраться между собой.
Мария Свиридова, юрист Общества защиты прав потребителей:
- За те денежные средства, по моему мнению, Мосэнергосбыт не имеет права требовать. Это его расчеты с "Русэнергосбытом". Если данные взаиморасчеты не были произведены надлежащим образом, то это вопрос для арбитражного суда.
Евгений Хромушин, заместитель руководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства Москвы:
- Проблема как раз в том, что технологически "Русэнергосбыт" не был готов к тому, чтобы как "Мосэнерго" собирать показания с приборов или вести статистику по каждому лицевому счету с учетом вашего потребления летом, зимой и так далее. Что в "Мосэнерго" есть.
В "Мосэнергосбыте" из-за конкурента, фактически просто посредника, не досчитались значительной суммы. Но ситуацию комментируют сдержанно. "Русэнергосбыт" стараются не поминать.
Александр Дидоборщ, заместитель директора "Мосэнергосбыта" по работе с клиентами Москвы:
- Каждый житель сколько потребил электроэнергии, столько за электроэнергию заплатит. Только по показаниям счетчиков. Никаких выдуманных, вымышленных переплат или переплат по другим причинам не было и не будет. То есть к каждому жителю придет контролер и будет сформирован счет на доплату или переплату.
Евгений Хромушин, заместитель руководителя Департамента жилищно-коммунального хозяйства Москвы:
- Эти нормативы были реально ниже, чем мы с вами потребляем. То есть мы с вами купили молоко на 300 рублей, а заплатили за него 50 рублей. Понятно, что мы все равно должны 250 рублей за молоко заплатить.
Правда, исчезнувший с рынка поставщик так намудрил с расчетами, что долги после проверок иногда превращаются в переплату.
Людмила Уварова, жительница Юго-Восточно округа Москвы:
- 2999 - долг. Я в шоке была. Но я пенсионер. Что ж вы думаете. Я сейчас пришла, разобрались. 1500 - переплата. Я теперь 3 месяца платить не буду. А сколько я нервов потеряла? А сколько времени я в очереди потеряла?
В "Мосэнергосбыте" предлагают не стоять в очередях, а звонить по телефону на "горячую линию", указанную на всех платежках. Уверяют, что минуты через 3 оператор точно ответит.
Екатерина Гоголева, Дмитрий Кочурин. "ТВ Центр".