Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

19:40, 18.01.2007

Доброта с научным подходом

По инициативе общественных организаций и с одобрения Думы и правительства 2006 год был признан в России годом благотворительности. Как выяснилось при подведении итогов этого года, о самой благотворительности россияне по-прежнему знают очень мало. Какова же объективная ситуация в этой сфере?
Понятие "некоммерческий сектор" (к которому и относится подавляющее большинство благотворительных организаций) возникло в России почти 15 лет назад. На сегодняшний день существует более 500 тысяч НКО. Тем не менее что такое "некоммерческая организация" - практически неизвестно среднестатистическому россиянину. По данным исследования, опубликованного ВЦИОМ, лишь 13% респондентов знают, что такое НКО, 39% - об этом что-то слышали и 43% - впервые услышали в ходе опроса. Последнее исследование общественного мнения, проведенное Аналитическим центром Ю. Левады специально в рамках проекта "2006 - Год благотворительности в России", в свою очередь, показало, что деятельность благотворительных организаций остается для большинства туманной - 81% населения продолжает считать, что благотворительность в России развита слабо, а реально сталкивались с деятельностью НКО лишь 2%.
По воле сердца
Разумеется, НКО - это не только благотворительные организации, а еще и музеи, и театры, и образовательные учреждения, и многие другие. Главное, что их объединяет - это то, что цель таких организаций не получение прибыли, а выполнение определенной социальной задачи, ради которой они были созданы. Однако что происходит внутри таких организаций? С какими проблемами они сталкиваются и чем мотивируются люди, профессионально занятые в некоммерческом секторе?
По мнению Петра Ищенко, президента Союза благотворительных организаций России (СБОР), большинство профессионально занятых в НКО приходят в эту сферу, что называется, по воле сердца. "Есть и те, кто приходят работать в некоммерческий сектор из политики или бизнеса. Приходят по разным причинам, на разные сроки, и цели их, как правило, более прагматичны, - отмечает Петр Анатольевич. - Однако спустя какое-то время такие люди проникаются духом этой работы, остаются надолго и работают не хуже, а иногда и лучше тех, кто пришел по внутренним убеждениям. А вообще специфика работы в некоммерческой сфере в том и заключается, что в большинстве случаев остаться эмоционально непричастным к проблеме практически невозможно. По крайней мере, со своей стороны, могу сказать, что в отношении реализуемой нами программы это так".
Уже несколько лет СБОР осуществляет первую национальную программу "Миллиард мелочью", цель которой - сбор средств от добровольных пожертвований на закупку для больных раком детей дорогостоящих лекарств, эндопротезов, оплату пересадки костного мозга и стволовых клеток. СБОР обратился именно к этой проблеме не случайно. Статистика заболеваемости раком у детей ужасает. На сегодняшний день смертность детей от рака уступает лишь смертности от несчастных случаев, а число заболеваний растет в среднем за год на 20%. Между тем рак у детей можно лечить. Но, по оценкам специалистов, онкология - одна из самых дорогостоящих областей медицины. Средняя цифра расходов на лечение составляет 500-600 тысяч рублей. При этом выделяемая из российского бюджета на лечение больного ребенка сумма составляет лишь 20% от необходимой!
Ради того, чтобы их дети выжили, родители порой идут на все: продают квартиры, залезают в долги, однако и собранных денег часто не хватает. А ведь они нужны срочно - и вся сумма сразу, а не какая-то ее часть. Благотворительные организации в таких случаях становятся последней надеждой на спасение. Программа существует с 2003 года и помогла уже более чем пятидесяти детям. Сбор средств осуществляется самыми разными способами, как традиционными, так и не совсем. Например, недавно стартовала организованная в рамках программы благотворительная SMS-акция. Такая акция в России проводится впервые. Не секрет, что SMS-акции как инструмент сбора средств необычайно эффективны - только содержанием таких акций, как правило, являются всевозможные голосования, розыгрыши, викторины и прочие развлекательные мероприятия, а полученные средства делятся в определенной пропорции между операторами сотовой связи, поставщиками контента и прочими участвующими в разработке и проведении акции компаниями. Особенность же стартующей благотворительной SMS-акции заключается в том, что любой абонент "МегаФона" может помочь российским детям, больным раком, отправив SMS на определенный номер. При этом 20 рублей, составляющие стоимость одного SMS (за вычетом обязательного НДС), полностью пойдут на заявленные цели: неотложную медицинскую помощь детям, больным раком.
Помогать не помогать
Большинство некоммерческих организаций создается для решения тех или иных проблем, стоящих перед обществом. Однако зачастую только "доброй" идеи недостаточно. Успешное функционирование НКО во многом зависит от профессионализма ее лидеров и работников. Между тем, по данным исследования Института общественного развития, опубликованным летом 2006 года, 40% российских менеджеров НКО считают, что основные проблемы, с которыми они сталкиваются, связаны с недостатком профессиональных знаний.
На Западе образование в сфере менеджмента некоммерческих организаций (НКО) развито так же, как и бизнес-образование, и его можно получить практически во всех университетах. Такое образование считается крайне престижным, а в ряде стран является необходимым условием для получения многих государственных должностей.
В России образование людей, занятых в НКО, ограничивалось лишь различными семинарами и тренингами продолжительностью от нескольких дней до нескольких месяцев. Первой и единственной на сегодняшний день академической программой профессиональной подготовки, по окончании которой можно получить диплом государственного образца в данной области, стал совместный проект Государственного университета Высшей Школы Экономики и Американского еврейского распределительного комитета Джойнт - Московская Школа менеджмента НКО.
При этом подавляющее большинство специалистов, занятых в этой области, говорят о том, что сфера эта сугубо специфичная, и технологиям, которые в ней применяются, нужно обязательно учиться. Так, например, не зная тонкостей технологии фандрайзинга (сбора средств) и PR, найти деньги, на какие бы "добрые" цели они ни запрашивались, очень сложно, а подчас, например, при работе с некоторыми коммерческими структурами, и вовсе невозможно.
Вообще же ответ на вопрос, помогать или не помогать людям, каждый находит для себя сам. Однако для того, чтобы он чаще был положительным, российским благотворительным организациям, без сомнения, еще предстоит учиться быть понятными и уметь находить общий язык и с государством, и с бизнесом, и с обществом. Если подход к этому будет профессиональным - тем лучше.
2007 год в России объявлен Годом ребенка. Удастся ли привлечь общественное внимание к проблемам материнства и детства в большей степени, чем это удалось в минувшем году в отношении благотворительности?
просмотров: 168

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.