Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

14:55, 14.05.2023

Голоса столичного транспорта: дикторы метро — о профессии, звучании и любимых упражнениях

«Осторожно, двери закрываются. Следующая станция…» — эта фраза знакома каждому, кто хоть раз спускался в московское метро. Но еще больше узнаваемы голоса, которые ее произносят. Они звучат из динамиков во время движения поездов, а также на эскалаторах и в вестибюлях станций. Приятный женский голос принадлежит Юлии Романовой-Кутьиной, уверенный мужской баритон — Алексею Россошанскому. По праздникам, в первую очередь на Новый год, а также в тематических поездах можно услышать поздравления и объявления от известных артистов.

Традиция объявлять станции метро мужским и женским голосом сложилась в Москве еще в 1980-е годы. По направлению в центр в вагонах можно услышать мужской голос, а из центра — женский. Такое же разделение есть и на кольцевых линиях: при движении по часовой и против часовой стрелки. Идея принадлежала обществу слепых, и такое решение помогает сориентироваться в метро без карты.

Сегодня знакомые голоса звучат не только в метро, но и на Московском центральном кольце (МЦК), Московских центральных диаметрах (МЦД), в автобусах, трамваях и электробусах. Они объявляют станции, сообщают об изменениях в движении и поздравляют горожан с праздниками. Так в московском транспорте создается единое звуковое пространство.

От детской мечты до студии звукозаписи

Объемный микрофон, мягкие наушники и звучащий за стеклом знакомый женский голос — именно здесь, в студии звукозаписи на проспекте Мира, и рождаются привычные москвичам объявления. На своем рабочем месте корреспондентов mos.ru встретила актриса, ведущая и диктор Юлия Романова-Кутьина. Уже более 20 лет ее голос звучит для пассажиров метро, а сегодня его можно услышать в автобусах и электробусах.

«За годы работы у нас сложился определенный стиль подачи звуковой информации в метро — четкий, спокойный, доброжелательный. У микрофона я сначала обязательно знакомлюсь с текстом, расставляю акценты и логические ударения. Самое главное в нашей работе — чтобы человек услышал и понял нужную ему информацию, так что все слова произносим максимально четко!» — отмечает Юлия Романова-Кутьина.

Юлия Романова-Кутьина. Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Быть голосом метро Юлия хотела с детства. Ехала в вагоне и мечтала оказаться в кабине машиниста, чтобы объявить в микрофон: «Осторожно, двери закрываются!». В 12 лет она оказалась по другую сторону радиоприемника: прошла конкурсный отбор и стала вести детские радиопередачи. Задорным звонким голосом юная ведущая приветствовала слушателей. Параллельно ребята учились технике речи и правилам работы у микрофона.

За годы работы на радио Юлия узнала о своем ремесле практически все. Она окончила школу и, когда пришло время выбирать специальность, получила приглашение на пробы для московского метро.

«Я пришла в студию, села к микрофону и высоким голоском произнесла: “Осторожно, двери закрываются. Следующая станция — “Пушкинская”. Тогда я еще не знала, что высокие женские голоса не могут звучать в метро, потому что звуковая волна отражается от мраморных стен, множится, ширится и это неприятно для слуха. Я вернулась домой и стала тренироваться, а через неделю пришла снова. Мой голос зазвучал ниже, серьезней, и меня приняли на работу», — рассказывает собеседница mos.ru.

Юлия поступила в ГИТИС на актерский факультет, параллельно работая в студии. Затем начала служить в театре, стала ведущей концертов в Московской филармонии и Московской консерватории, а также ведущей телевизионных программ. Но никогда, ни на один день, не оставляла метро. Сегодня она не представляет рабочие будни без микрофона.

Перед записью диктор всегда приводит в тонус речевой аппарат, делая любимые упражнения. А для тренировки дикции Юлия использует… пробку от вина. Упражнение простое: нужно четко проговаривать слова, зажав пробку передними зубами. Если под рукой такого «инструмента» нет, подойдет и обычный карандаш. Потренировавшись с канцелярскими предметами, можно перейти к заданию сложнее: выбрать любую скороговорку и произнести ее сквозь сомкнутые губы. Все получилось, если произносимую фразу удалось понять домочадцам.

image

Для расслабления голоса у диктора московского транспорта тоже найдется секретное упражнение: нужно всего лишь долго и очень качественно позевать. А если при этом произносить, например, гласную «а», то голос станет еще звучнее и сильнее.

«Я сама много тренировалась, чтобы голос приятно звучал для пассажиров. А благодаря работе диктором однажды даже получила заветную роль в театре. Так получилось, что из-за высокого и звонкого голоса мне давали играть только молодых героинь, а мне хотелось перевоплотиться во вдову в пьесе по Чехову. Тогда я попробовала зазвучать ниже, будто объявляя станции, и все получилось», — добавляет диктор.

Сегодня услышать Юлию можно не только в динамиках столичного транспорта, но также в театре «На Басманной» и на концертах Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.

Сила призвания

В паре с Юлией Романовой-Кутьиной уже много лет работает актер, диктор и чтец Алексей Россошанский. Он озвучивает объявления в метро, на МЦК, МЦД и в трамваях, а в свободное от основной работы время — персонажей популярных мультфильмов и героев аудиокниг. О том, как его голос стал сопровождать пассажиров московского транспорта, Алексей вспоминает с гордостью.

«Эта история началась в 2000-х. Я, тогда еще молодой актер, выпускник факультета музыкального театра ГИТИСа, стремился расширить поле деятельности и начал активно заниматься озвучиванием. Рассылал звуковые демо и актерские резюме в разные проекты. И мне ответили со студии “Радио в метро”, пригласили на прослушивание. Я приехал, мы записали несколько объявлений, и их стали тестировать. Здесь было важно, чтобы мой голос смог “пробить” шум метро и при этом не был слишком низким или очень высоким. Такая золотая середина», — вспоминает Алексей Россошанский.

Алексей Россошанский. Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Его голос не только гармонично зазвучал в метрополитене, но и на многие годы стал одним из его символов. А сам Алексей вместе с коллегой Юлией получил официальную должность в отделе звуковой поддержки столичного метрополитена. Сегодня диктор приходит на работу с улыбкой, ведь он точно знает, что его труд приносит городу пользу.

«Я уверен: наша работа нужна и полезна, ведь знакомый приятный голос в транспорте позволяет москвичам ощущать привычную, спокойную атмосферу. А четкое звучание помогает быстрее ориентироваться. Я и сам нередко прислушиваюсь к нашим объявлениям, чтобы оперативно понять, куда едет поезд, а заодно и проследить за результатом своей работы. Слежу за интонацией, четкостью, смыслом, определяя, чему, возможно, в следующий раз стоит уделить больше внимания», — отмечает Алексей Россошанский.

По его мнению, для работы диктором нужно не просто обладать хорошо поставленным голосом, но и соблюдать три главных правила: речь должна быть звучной, понятной и запоминающейся. Для этого он советует больше прислушиваться к голосам в театре, на улице, в новостях и даже в рекламе, а затем пробовать повторить их тональность.

Перед записью Алексей всегда готовит голос к работе: делает артикуляционную гимнастику и распевается. Рецептами своих любимых упражнений он тоже поделился с mos.ru.

image

Разбудить голос перед важным выступлением, по словам Алексея Россошанского, можно, напевая любимую песню, а лучше исполнять ее мотив, используя только протяжный звук «м». Привести в тонус мышцы лица и улучшить дикцию помогут несложные скороговорки. Вслух также можно зачитывать подготовленную для выступления речь или другие предложения. Подойдет любой вариант, главное — проговаривать слова четко и выразительно.

Еще один инструмент — утрированная артикуляция. «Нужно взять текст и проговорить его чрезвычайно активно. Минут через 15 можно почувствовать, как устают мышцы лица. Значит, они хорошо поработали, и звучать тогда станет намного легче», — подчеркивает Алексей Россошанский.

Помимо любимых упражнений, дикторы столичного транспорта поделились и другими секретами поддержания голоса. Они советуют не пить сильно горячие и очень холодные напитки, а еще не говорить шепотом, особенно при болезни или после тяжелого рабочего дня. Это сильно нагружает связки. Перед выступлением или записью голоса, по словам профессионалов, не стоит есть сладкое и орехи.

«Тройка», музыка и кофе: Сергей Собянин рассказал о популярных сервисах метроКонцертный зал под землей, или Каких музыкантов можно послушать в московском метроНа автовокзалах и автостанциях Москвы появились новые информационные плакаты для пассажиров

Ключевые слова: Московский, Чехов, Москва
Источник: Правительство Москвы
просмотров: 236

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.