Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

13:26, 23.04.2024

Парадные залы мэрии Москвы: палладианский ампир и гризайль

Здание нынешней мэрии Москвы в центре столицы построили в 1782-1784 году как дворец для графа Захара Чернышёва (авторство, предположительно, Матвей Казаков). До Великой Октябрьской революции оно было резиденцией московских генерал-губернаторов. Затем здесь расположился Московский совет народных депутатов (Моссовет), а сейчас оно находится в ведомстве правительства Москвы.

Что скрывается за фасадами этого величественного и неоднократно перестраиваемого сооружения на Тверской, 13? 

Немного истории

Построенный в 1782-1784 годах трехэтажный дворец относился к стилю зрелый классицизм. Усадьба была резиденцией графа Захара Чернышёва, который в эти годы занимал должность генерал-губернатора Москвы. Уже тогда сформировалась основная особенность роскошного здания – анфиладная планировка.

В 1790-х годах усадьбу реконструировали по проекту Матвея Казакова в стиле «палладианский ампир», она стала называться «Тверской казенный дом для проживания и работы московских генерал-губернаторов». Здание было одним из крупнейших в России, а наполнение – роскошным. Его обогревали десятки печей и около 50 каминов! Для сравнения: обычные крестьянские жилища тех лет отапливались одной печью, и то чаще всего – по-черному.

Дворец сильно пострадал от вторжения французов в 1812 году: залы были разграблены, а роскошные двери, паркет редких пород дерева и даже книги захватчики жгли в печах, чтобы согреться.

Впоследствии дом восстановили, но затем случился пожар, и снова пришлось делать отделку, причем каждый раз интерьеры становились еще роскошнее. Примерно такими мы их видим сейчас – с богатыми росписями.

Кстати, прямо в здании располагалась домовая церковь – настоящий атрибут царских дворцов.

Здание еще много раз будут обновлять и перестраивать, в советское время его даже передвинули.

В ходе реализации проекта по расширению улицы Горького (Тверской) 16 сентября 1939 года началось перемещение здания Моссовета весом около 20 тыс. тонн на 13,65 м. Конструкцию укрепили металлическим каркасом. При перемещении здания не прерывалась работа административных служащих, а сам процесс занял всего 41 минуту.

В 1946 году дом снова перестроили. Автор – Дмитрий Чечулин, главный архитектор Москвы в 1945-1949 годах. Здание надстроили двумя этажами, сохранив портик и колонны фасада. Кстати, именно тогда утратили анфиладную структуру залов, так называемую лестницу фрейлин на второй этаж и практически весь декор, а сами они были перестроены до неузнаваемости. В них сделали перегородки и прорубили многочисленные дополнительные двери – роскошные залы превратили в заурядные кабинеты.

В 1993 году в здании разместилась Мэрия Москвы. Советскую символику на фронтоне дома заменили гербом города. В 1994 году на свое место, в парадные залы, вернулись уцелевшие портреты столичных генерал-губернаторов.

В 2013 году архитектурное убранство дома подверглось реконструкции. Выполнили ремонт элементов фасада, обновили кровельное покрытие и провели ряд других работ.

Что сохранилось и что удалось воссоздать?

Сейчас мы можем увидеть парадную лестницу и пять залов. Теперь они используются только для протокольных мероприятий мэра Москвы или в особо торжественных случаях. Посетители могут попасть внутрь здания только во время экскурсий.

Парадные залы в значительной степени сохранили историческую планировку и отделку.

Посетителей предупреждают: здесь, как в музее, нельзя ничего трогать. Ведь залы расположены в исторической части здания – той, что относится к XVIII – XIХ векам.

Со времен Матвея Казакова сохранились: парадная лестница, узорчатые паркеты, камины, элементы декора, частично мебель, лепнина, потолки с росписями в стиле гризайль в залах и исторические деревянные перекрытия. Гризайль (от французского слова grisaille, gris – серый) выполняется градациями одного цвета, хроматического или черно-белого. Реставрационные работы проводились предельно тщательно. Отделка всех помещений выполнена уже в наши дни, с использованием аутентичных и частично современных строительных материалов.

Удалось восстановить пять залов: Красный зал, Голубой, Белый, бывшую спальню, бывший рабочий кабинет и роскошную парадную лестницу.

Все залы относятся к стилю ампир. Определить его очень просто: если в барельефах или росписи вы видите военную символику – древнегреческие шлемы, старинные копья, секиры и прочее – это ампир.

В части залов сохранились исторические драгоценных пород дерева паркеты и частично мебель. Кроме того, все портреты генерал-губернаторов в залах – подлинные, это оригиналы, написанные маслом.

В залах царит симметрия: окна, лепнина, росписи и полочки. Во всем ощущается отсылка к античности – в основном, это римские мотивы, как и должно быть в стиле ампир, который отличает стремление к величию во всем. Эпоха Александра Первого, разгромившего Наполеона и освободившего пол Европы, соответствовала ему.

Главный зал – для приемов – Красный. Здесь наиболее роскошная атмосфера и множество масляных полотен, именно поэтому в Красном зале запрещено вести фото- и видеосъемку со вспышкой.

В геральдике красный символизирует власть и могущество, и все в зале говорит об этом. В росписях потолка по углам – знамена славы. Орнамент из вьющихся завитков по периметру потолка означает преемственность власти. В центре зала – грандиозный стол, предназначенный строго для работы. На нем расстилались громадные чертежи при обсуждении разных проектов преобразования города.

В залах, ранее бывших парадной спальней и парадным кабинетом, в советское время были прорезаны дополнительные двери, отличающиеся размерами и видом от исторических, более высоких и симметрично расположенных.

Между тем, именно здесь настоящее сокровище – сохранившиеся под побелкой уникальные росписи в стиле гризайль. Удивительно, но то, что кажется затейливой лепниной на потолке – это имитация объема на плоскости – рисунки. 

Эффектно смотрятся букеты живых цветов в технике гризайль. Важно отметить, что ни одно изображение на потолке в мэрии не повторяет другое.  

Шедевральные росписи потолков, как и весь декор дворца, создали две итальянские семьи – Артари и Кампиони. Кстати, росписи в Кремле, в том числе в Зелёной гостиной, – тоже их работа. Члены семьи были мастерами на все руки и работали в самых разных направлениях: скульптура, живопись, лепка, гобелены, парковые ансамбли и многое другое. Впоследствии представители этих семей и поддерживали декор залов в должном состоянии.

В парадном кабинете располагался письменный стол, за которым работал генерал-губернатор. Рядом были комнаты секретарей, которые трудились посменно и круглосуточно и вызывались специальным колокольчиком.

Здесь на потолке в росписи гризайль только мирные атрибуты – букеты цветов, рога изобилия, фрукты, музыкальные инструменты, так художники зашифровали пожелания благополучия, изобилия и здоровья генерал-губернатору – владельцу кабинета. 

Кроме того, здесь сохранилась уникальная историческая люстра, а в круглых картушах – герб Российской империи.

Белый зал, предназначенный для балов, сохранился не полностью. До нас дошел один из двух балкончиков для музыкантов, исторический звездчатый паркет, частично люстры, белоснежное покрытие стен и потрясающая акустика зала.

Для создания стереофонического эффекта в стены зала вмурованы пустые глиняные сосуды, сегодня это лучший в Москве акустический зал. Напомним, таким образом на Руси создавали акустику и ранее в храмах, чтобы даже слабые голоса были слышны всем собравшимся.

Когда-то в этом зале проходили торжественные церемонии и балы, сейчас проводятся концерты и также торжественные мероприятия – награждения. А ведь именно здесь, в этом самом зале, поэт Александр Пушкин познакомился с Натальей Гончаровой.

просмотров: 76

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.