Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

13:45, 08.04.2024

Колонны, панорамное остекление и футуризм: эксперты о станции метро «Потапово»

​Сокольническая линия метро станет еще длиннее: на ее южном участке уже в этом году появится конечная станция «Потапово». Она строится в районе улицы Потаповская Роща в поселке Коммунарка. Открытие станции улучшит транспортное обслуживание жителей Новомосковского округа и района Южное Бутово. Все работы здесь планируется завершить до конца года.

Станция «Потапово» будет уникальна не только благодаря своей архитектуре: она станет первой наземной отапливаемой в московском метрополитене. О главных ее особенностях в интервью рассказали представители Группы компаний «Моспроект-3» и архитектурного бюро PARSEC.

Вектор развития города, направленный в сторону динамично строящейся Новой Москвы был взят архитектурным бюро PARSEC и ГК «Моспроект-3» в основу концепции будущего архитектурного облика станции «Потапово».

Корр.: Каковы главные особенности дизайн-концепции станции метро «Потапово»?

Ильдар Гиниятов, руководитель архитектурного бюро PARSEC:

Вдохновением для будущего архитектурного объема мы выбрали вектор развития города, направленный в сторону динамично строящейся Новой Москвы. Художественно переосмысленный вектор задал динамичную легкую линию, сформировавшую общий объем станции. Поскольку «Потапово» – это наземная станция метро, стояла задача сформировать узнаваемый, современный абрис оболочки павильона. Мы выбрали пластичную, скульптурную форму, которая благодаря приемам параметрического проектирования вписывается в актуальный международный контекст.

Корр.: В основу визуальной концепции новой станции заложен образ Троицкого и Новомосковского округов столицы. Как это проявляется?

Ильдар Гиниятов, руководитель архитектурного бюро PARSEC: Мы понимали, что архитектурный облик станции должен задавать тон окружению и стать знаковым символом новых территорий. Сама идея стремительно возникающего города, отвечающего всем современным требованиям жизни, заложена в футуристический, запоминающийся облик объекта.

Корр.: Какие архитектурные «фишки» пассажиры увидят на станции?

Ильдар Гиниятов, руководитель архитектурного бюро PARSEC: Главное – это, безусловно, две колонны станции. Даже сейчас, в незаконченном виде, они выглядят впечатляюще, создается ощущение, что находишься не на станции, а в музее. Посередине пассажирской зоны расположена скульптурная колонна авторства художника Даши Намдакова. Снаружи находится вторая колонна – очень необычная опорная структура, поддерживающая масштабный вылет козырька станции.

Общее «космическое» ощущение подчеркнуто освещением, напоминающим звездное небо за счет того, что потолок черный. На контрасте с освещением создается эффект, что потолка вообще нет.

Многие технические элементы станции не спрятаны, а подчеркнуты, и работают на эффект нахождения в космическом аппарате. Лифты и кассовые группы «обернуты» нержавеющей сталью с закругленными углами, кассовые окна обрамляет тонкий борт из нержавеющей стали – такие еще не делали в Москве. Они создают ощущение, что могут доставить на соседнюю планету.

Корр.: Расскажите подробнее о скульптуре всемирно известного автора, члена Союза художников России Даши Намдакова. Какой она будет?

Ильдар Гиниятов, руководитель архитектурного бюро PARSEC: Скульптурная колонна, выполненная Даши Намдаковым в духе минимализма, становится центром притяжения и продолжает традицию московского метро включать работы современных художников в пространство непосредственного взаимодействия с пассажирами, заложенную еще в советские времена.

Объект смешивает дизайн и искусство скульптуры, так как скульптурная работа обыгрывает функциональную колонну, в которой также скрыты технические коммуникации. Ее пластичные абстрактные линии будут подчеркнуты линиями освещения, создавая визуальную доминанту станции.

Корр.: Станция «Потапово» станет первой наземной отапливаемой станций в московском метро. Усложнило ли это проектирование объекта?

Дмитрий Тихонов, руководитель проекта ГК «Моспроект-3»:

Необходимость поддержания комфортной для пассажиров температуры на наземной платформе и в вестибюлях станции в течение климатического года усложнило проектирование объекта с точки зрения инженерного обеспечения. Мощные вентиляционные установки, обеспечивающие подачу воздуха на платформу, разместили на кровле объекта. Конвекторы, предотвращающие запотевание из-за разницы температур снаружи и внутри, встроены вдоль витражного остекления.

Подача теплого воздуха на платформу организована через отверстия в архитектурной скульптуре-колонне по центру платформы и через малые архитектурные формы. Учитывая необходимость подачи теплого воздуха на платформу, а также наличие большого количества конвекторов вдоль путевых стен и фасадов вестибюльных зон, архитекторам было важно сохранить лаконичность и минималистичность внутреннего вида станции в соответствии с концепцией.  

Расположение оборудования, в том числе вентиляционного, на кровле станции удалось замаскировать наружной декоративной оболочкой. Также оболочка придает объекту уникальный вид и совершенно точно сделает станцию «Потапово» точкой притяжения всего района.

Корр.: У станции будет большая площадь фасадного остекления, какие плюсы у такого решения?

Ильдар Гиниятов, руководитель архитектурного бюро PARSEC:

Большая площадь фасадного остекления необходима, в первую очередь, для комфортного пребывания на станции – в дневное время пассажиры смогут наблюдать окружение объекта, находясь при этом в комфортном и красивом обогреваемом пространстве в ожидании поезда.

В вечернее время, благодаря панорамному остеклению, проходящие и проезжающие люди смогут наблюдать красоту впечатляющей скульптуры-колонны не только изнутри, но и снаружи.

Благодаря используемым в ГК «Моспроект-3» технологиям информационного моделирования (ТИМ), проектировщикам удалось разработать рациональную схему прокладки инженерных систем и максимально эффективно интегрировать ее в объемно-планировочные решения станции. ТИМ позволяют на раннем этапе проектирования снизить возможные неточности в проекте и своевременно исправить все коллизии.

Что такое ТИМ-технологии

ТИМ – это технология информационного моделирования в строительстве, включающая процессы создания, изменения и последующего использования виртуальной копии здания. ТИМ-технология используется на всех стадиях жизненного цикла объекта — от проектирования, строительства и эксплуатации до реконструкции. С помощью ТИМ специалисты создают не просто картинку в 3D-формате, а базу данных, где хранится вся информация об объекте: сколько нужно стройматериалов, какова начинка здания, а главное – в модели можно увидеть проблемные участки будущего объекта еще на этапе проекта и исправить их – одним кликом компьютерной мыши. Назад

Особенность ТИМ в том, что строительный объект проектируется как единое целое. Изменение какого-либо параметра влечет за собой автоматическое изменение связанных с ним параметров и объектов, вплоть до чертежей, визуализаций, спецификаций и календарного графика.

ТИМ позволяет создавать и контролировать не только сам объект на всем его жизненном цикле, но и все, что расположено рядом – дороги, поликлиники, школы и так далее.

Использование технологии информационного моделирования позволило существенно сократить время прохождения экспертизы, минимизировать многократные корректировки проекта. Грамотная проработка и синхронизация разделов проектной документации позволила оптимизировать затраты на строительство.

Назад

Все московские застройщики, работающие с проектами по государственному заказу, должны перейти на ТИМ-технологии. При этом в столице технологии информационного моделирования уже использовались при строительстве таких объектов как:

Москва стала пилотной зоной внедрения технологий информационного моделирования в программу реновации. Апробация ТИМ-технологий на пилотных объектах – один из важных шагов не только к централизованному применению информационного моделирования в Москве, но и к формированию единого информационного городского пространства.

Назад

Использование ТИМ-технологий позволило сократить сроки проектирования инфекционного центра в Новой Москве.

Одним из преимуществ использования BIM при проектировании инфекционной больницы стало высокое качество проектной документации в части увязки смежных разделов по архитектурно-строительным и инженерным системам.

К примеру, с помощью ТИМ оперативно выявляли коллизии при разработке проектных решений по системе вентиляции. Это позволило исключить переток воздуха из грязной зоны в чистую, обеспечив полную изоляцию от попадания вируса во внешнюю среду.

Назад

ТИМ-форум – это не только смотр передовых достижений в области информационного моделирования, но и профессиональная дискуссионная площадка для двух тысяч игроков рынка: проектировщиков, девелоперов, поставщиков строительных материалов и услуг, представителей власти и зарубежных экспертов.

IV Международный ТИМ-форум проходил в Москве 13-14 апреля 2021 года. Состоялось более 50 сессий, посвященных самым разным аспектам цифрового развития архитектурно-строительной отрасли. В мероприятии приняли участие около 3 тыс. человек, в том числе зрители прямой трансляции. 

Особое внимание уделялось вопросам государственной экспертизы BIM-моделей, нормативно-технического регулирования, межплатформенного взаимодействия всех участников проекта, а также новым возможностям информационного моделирования на разных стадиях жизненного цикла объектов.

Назад

Корр.: Станция была спроектирована с помощью ТИМ. Какие процессы облегчило применение технологий информационного моделирования?

Дмитрий Тихонов, руководитель проекта ГК «Моспроект-3»:

Автоматизированный подсчет необходимого количества строительных и облицовочных материалов минимизирует финансовые издержки, делает проект «прозрачным» для заказчика и экспертов, а также позволяет легко и быстро вносить корректировки в уже сформированную документацию.

Корр.: Какое оборудование применяется при возведении станции?

Дмитрий Тихонов, руководитель проекта ГК «Моспроект-3»:

При строительстве станции используются сваебойное и буровое оборудование, экскаваторы, грейферы, бульдозеры и фронтальные погрузчики, башенные, гусеничные и автомобильные краны разной грузоподъемности. Так, для монтажа несущего каркаса (структуры) декоративной оболочки применялись гусеничные краны грузоподъемностью 750 тонн.

Корр.: Какие материалы используются в оформлении станции?

Марина Абраменко, архитектор ГК «Моспроект-3»: Основной объем стен и скульптурная колонна облицованы пожаробезопасными и экологичными фактурными панелями из сверхвысокопрочного стеклофибробетона. Их цвет и поверхность панелей напоминают привычный бетон с его естественной необработанной фактурой, за счет чего минималистичный интерьер приобретает оттенок индустриального стиля. Название станции на платформе и в павильонах выгравировано прямо на панелях.

Корпус скамейки на платформе выполнен также из стеклофибробетона с поверхностью сидения из натурального дерева, пропитанного негорючим составом.

В оформлении напольного покрытия и лестниц используется натуральный гранит светло-серого цвета с мелкозернистой фактурой и рисунком из темно-серых вкраплений, романтично названный по месторождению «Цветок Урала».

Контрастные полосы вдоль всей платформы выполнены из так называемого искусственного камня – кварцевого агломерата желтого цвета. За счет добавления полиэфирной смолы и цветовых пигментов этот материал имеет многообразный и неповторимый рисунок, долгое время сохраняет первоначальный вид, а его полировка имеет такой же естественный и благородный блеск, как у натурального.

Лифтовые блоки на платформе и в вестибюлях отделаны трехслойными панелями из нержавеющей стали с зашлифованной чистовой поверхностью.

Наружный цоколь станции и павильонов оформляется гранитом «Габбро», а перфорированная оболочка станционного комплекса – специальной алюминиевой лентой.

Сейчас на станции завершается отделка и обустройство служебных и технологических помещений, ведется пусконаладка инженерного оборудования. Выполняется облицовка пассажирских зон: укладка гранитных напольных плит, устройство подвесных потолков и настенных панелей из стеклофибробетона. Продолжается монтаж перфорированных панелей структурной декоративной оболочки станции, осветительного оборудования. Ведется благоустройство прилегающей к станции и павильонам территории.

Все о строительстве метро в Москве

просмотров: 69

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.