Белорусский вокзал – место с историей, в следующем году ему исполнится 155 лет. Его появление было связано с открытием Московско-Смоленской железной дороги в 1870 году. За полтора века вокзал сменил несколько названий: Смоленский (с 1870 по 1871), Брестский (1871-1912 и 1917-1922), Александровский (1912-1917), Белорусско-Балтийский (1922-1936). О том, как поменялся этот важный объект транспортной инфраструктуры за последние годы – в материале.
6 февраля мэр Москвы Сергей Собянин открыл новый пассажирский вестибюль на Белорусском вокзале, что стало завершающим этапом формирования здесь московского городского вокзала.
Цитата
«Белорусский вокзал – один из самых напряженных транспортных узлов. Здесь самое интенсивное движение поездов – каждые 2,5 минуты приходят новые составы. Потому что здесь, помимо движения поездов дальнего следования, мы ввели Московские центральные диаметры – МЦД-1, МЦД-4. Это потребовало переосмысления всей логистики и благоустройства территории Белорусского вокзала», –
Сергей Собянин
Мэр Москвы
Мэр отметил, что работы начались с продления трамвайной линии, которая зашла на площадь Белорусского вокзала.
Цитата
«Сегодня все сделано по стандартам московских городских вокзалов: комфортная среда, вестибюли, подземные переходы. Надеюсь, что пассажирам будет комфортнее пересаживаться на другие поезда, метро и приезжать в город», –
Сергей Собянин
Мэр Москвы
Через Белорусский вокзал – один из ключевых транспортных хабов столицы – проходит более 130 тыс. человек в сутки. Здесь, на площади Тверской Заставы, пересекаются сразу четыре транспортные линии: МЦД-1, МЦД-4, Кольцевая и Замоскворецкая линии метро, 16 автобусных и два трамвайных маршрута. Сюда прибывают поезда дальнего следования и двухэтажные «Аэроэкспрессы», следующие в аэропорт Шереметьево.
Старый турникетный павильон уже не мог обеспечить пропускную способность возросшего пассажиропотока, поэтому на его месте построили новый вестибюль.
Здесь установлено 17 турникетов, поэтому пассажирам даже в часы пик не придется стоять в очереди для прохода к поездам.
Общая площадь новой пассажирской инфраструктуры, в состав которой вошли интеграционный вестибюль, северный вестибюль и подземный пешеходный переход, составляет 1,6 тыс. кв. м.
Подземный переход связал все три платформы. Спуски-подъемы оборудованы лифтами и эскалаторами, а понятная навигация позволяет пассажирам легко найти выход к поездам МЦД-1, МЦД-4 и «Аэроэкспрессу».
Теперь пересадка между МЦД-1 и МЦД-4 стала в три раза быстрее. Сокращен путь от станций МЦД до метро. К подземке можно выйти прямо с ж/д платформы МЦД-4, не теряя времени в зоне досмотра вокзала.
Восстановлен исторический сход на платформы с Тверского путепровода: по нему пассажиры могут выйти на Ленинградский проспект и 1-ю Тверскую-Ямскую улицу.
Напомним, комплексная модернизация инфраструктуры Белорусского вокзала стала одним из ключевых проектов создания московского наземного метро – МЦД.
Колоссальный объем работ выполнили в плотной городской застройке, вблизи объектов культурного наследия: исторического здания Белорусского вокзала, дома Управления пароходства канала Москва-Волга и Тверского путепровода.
В 2017 году выполнили комплексное благоустройство площади Тверской Заставы: воссоздали исторический сквер, возвратили памятник Максиму Горькому на свое место, построили разворотное кольцо и заново запустили трамваи.
В 2019 году открыли новый терминал для пригородных поездов Москва – Усово и экспрессов, благодаря чему высвободились транзитные пути для запуска движения МЦД-1 «Белорусско-Савёловский».
В 2021-2024 годах выполнена масштабная реконструкция пассажирской инфраструктуры Белорусского вокзала, причем без остановки движения поездов.
Основные работы завершились в сентябре 2023 года, к запуску движения по МЦД-4 «Калужско-Нижегородский». В том числе реконструировали три пассажирские платформы, установили навесы на всю длину для защиты от осадков и автоматы по продаже билетов.
Инфраструктура Белорусского вокзала имеет высокий запас пропускной способности: к 2030 году его пассажиропоток увеличится на 10% и превысит 143 тыс. человек в сутки.
Цитата
«Также продолжается реконструкция Белорусского вокзала для поездов дальнего следования. Работы выполняются без остановки движения», –
Олег Тони
заместитель генерального директора ОАО «Российские железные дороги»
Правительство Москвы и ОАО «РЖД» продолжают развитие пассажирской инфраструктуры железных дорог. Уже в этом году откроются восемь объектов – городских вокзалов и дополнительных вестибюлей на станциях. Все они повысят удобство МЦД для москвичей и гостей столицы.
Цитата
«По поручению мэра Сергея Собянина ведется большая работа по интеграции железнодорожных направлений и Московских центральных диаметров в единую транспортную систему. Для этого реконструируются действующие и строятся новые остановочные пункты, на их основе формируются городские вокзалы. И таких проектов десятки», –
Андрей Бочкарёв
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
Московские центральные диаметры