Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

11:27, 07.02.2024

Унесенные временем: барельефы Чижевского подворья отреставрируют

Барельефы имеют немаловажное значение в архитектуре исторических зданий. Лепные произведения разных форм и размеров часто располагаются на доходных домах, объектах транспортной инфраструктуры, советских типографиях, исторических особняках и других архитектурных сооружениях.

Сегодня в Москве легко можно найти здание, украшенное барельефом. Композиция часто выступает наполовину своего объема от плоскости фасада, чем и отличается от своего архитектурного брата – горельефа. Такие строения есть и в самом сердце столицы, у Кремля – Чижевское подворье на Никольской улице.

История за строительной сеткой

Исторические здания Чижевского подворья долго скрывались за строительными лесами. Москвичи и гости столицы не могли увидеть архитектуру фасадов и уникальные барельефы начала XX века на углу одного из корпусов.

Чижевское подворье не является объектом культурного наследия, однако было решено сохранить историю квартала и восстановить архитектуру, в том числе барельефы.

Департамент культурного наследия Москвы совместно с Фондом Академии Художеств займутся реставрацией трех подлинных барельефов со здания на ул. Никольская, д. 8/1, стр. 1, которые много лет назад обрамляли вход в исторический парфюмерный магазин «Ралле и Ко». На информационной брошюре XX века в адресной строке продавец так и написал: «Никольская, д. Чижовыхъ».

В 2023 году барельефы аккуратно сняли и привезли в реставрационную мастерскую на Ленинском проспекте. Там специалисты провели их консервацию, чтобы и без того разрушенные барельефы сохранили очертания.

После того как объекты обезопасили от внешнего воздействия, была составлена картограмма сохранности. С ее помощью удалось зафиксировать нынешнее состояние и оценить степень ущерба, нанесенного временем.

«Мы видим значительные утраты: отдельные сколы по рельефу, волосяные трещины с раскрытием более 4 мм, отслоение основы», – рассказала директор по реставрации Фонда Академии Художеств (ФАХ) Наталья Тихомирова.

Современные технологии

Восстановление исторических объектов требует особенного внимания к деталям. Провести высокоточный анализ помогают инструменты цифровизации. С помощью современных технологий эксперты провели 3D-сканирование барельефов. Оцифровка полотна позволила рассматривать элементы барельефов под разными углами, масштабировать их, определить глубину и форму отдельных фигур.

К сожалению, 3D-модель не способна рассказать о качестве состояния авторской поверхности и материалах, которые использовались при создании. Для этих целей реставраторы используют метод химического анализа. Уже в лаборатории эксперты проводят тщательную работу по исследованию штукатурных растворов и красочных слоев.

«Единственное, что точно мы можем сказать – это не камень и не металл. Это точно гипсовая основа, возможно с каким-то добавлением. И многослойная-многослойная закраска фасадов», – пояснил скульптор Фонда Академии Художеств Евгений Тетерин.

За давностью лет

На подборку технологий восстановления и способов фиксации отдельных фрагментов может уйти много времени. Дело в том, что из-за многочисленных красочных слоев лица и фигуры персонажей стали нечеткими.

Мастерам предстоит установить противоаварийные крепления, расчистить поверхность до первоначального вида и увидеть, наконец, очертания лиц, детали одежды и украшений.

Президент Фонда Академии Художеств Василий Церетели уточнил, что на исследовательские работы и разработку методики реставрации запланировано 120 дней. После лабораторных исследований и подготовки начнется восстановление.

О стиле

Барельефы созданы в стиле классического модерна, который был довольно распространен в гипсовом декоре начала XX века в Москве. Направление отличается динамикой, игрой крупных и мелких форм. Здесь мы не увидим острых углов, прямых линий и других признаков геометрии. Модерн отличает естественность образов и стремление к натуральному изображению героев.

Именно эти стилистические признаки мы и узнаем в барельефах Чижевского подворья. Здесь лепные фигуры принимают задумчивые позы, как будто с нежностью смотрят друг на друга, находятся в движении, оглядываются назад, кажется, внутрь самого гипса. Общая картина едва различима, однако плавные контуры тел все так же видятся натуральными и близкими.

Своеобразный аналог этого произведения – барельеф А.С. Голубкиной «Пловец и Волна», расположенный над входом МХАТа им. Чехова в Камергерском переулке. Периоды создания и стилистика объединяют эти два рельефа, на основе чего реставраторы могут развивать идеи о происхождении исторического объекта с фасада Чижевского подворья.

Судьба барельефов

После многочисленных исследований и реставрации барельефы вернутся на фасад дома на Никольской улице.

«Обсуждение последующего экспонирования пройдет только после того, как будет расчищена авторская работа и мы узнаем состояние гипсовой поверхности. В любом случае все три барельефа вернутся в Чижевское подворье. Это важный момент для нас, никакого монтажа по другому адресу или музейного хранения не предполагается», – подчеркнула Наталья Тихомирова.  

Работы по реставрации будут проводиться в рамках строительства жилого комплекса Nicole в районе Китай-город на ул. Никольская, д. 8/1. Девелопер – компания MR Group.
Подробнее: https://stroi.mos.ru/news/istorichieskiie-bariel-iefy-chizhievskogho-podvor-ia-otriestavriruiut?from=cl

Три объекта культурного наследия отреставрируют в Москве

просмотров: 106

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.