Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

11:51, 18.08.2023

Павильон – лицо станции: топ необычных вестибюлей метро Москвы

Театр начинается с вешалки, а станция московского метро – с наземного вестибюля. Чаще всего входные павильоны новых станций метрополитена представляют собой уже привычные и узнаваемые прямоугольные коробки, но есть исключения, когда павильон становится настоящим произведением искусства.

Вестибюли становятся своего рода лицом станции, поэтому архитекторы прикладывают немало усилий, чтобы создать уникальный и запоминающийся образ. При этом не стоит забывать, что вестибюль метро, как и сама станция, – это сложное технологическое сооружение.

«В первую очередь он должен соответствовать требованиям метрополитена в отношении пропускной способности, безопасности и так далее. Эстетические свойства в данном случае отходят на второй план. Но благодаря изобретательности архитекторов и дизайнеров получается сделать даже из таких технологических объектов очень интересные сооружения. Некоторые из них выглядят как арт-объекты», – рассказывает заместитель начальника управления архитектурного совета Москомархитектуры Сергей Глубокин.

По его словам, также в Москве стала распространенной конкурсная практика в сфере строительства метро, а там, где проводился открытый архитектурный конкурс, встречаются наиболее интересные наземные павильоны метро. «Остальные станции тоже проектируются индивидуально, но это другой подход, в основном он выражается не в форме, а в дизайне и оформлении облицовочных панелей, поэтому они более простой формы», – отметил он.

«Солнцево»: сыр или солнечные зайчики

Дизайн станции «Солнцево» Солнцевской линии метро был выбран по итогам международного конкурса. Он отсылает к историческому прошлому района, напоминая о бревенчатых домиках деревни Суково, существовавшей здесь c XVII века. В XXI веке форму деревенских домиков удалось повторить с помощью выполненных на заказ бетонных панелей. Особенность домиков – в прорезанных отверстиях, которые пропускают лучи солнца.

«Это непростое технологическое и красивое инженерное решение и при этом очень необычное с точки зрения архитектуры», – отметил Сергей Глубокин.

Главная сложность заключалась в том, чтобы сделать в бетонных панелях круглые отверстия, через которые попадает свет. Внутри панелей проходит железная арматура, а отверстия для света в каждом блоке подгоняли вручную. Поверхность панелей защищена от попадания осадков специальным раствором, а отверстия закрыты акриловым стеклом.

«Мы решили, что если станция называется «Солнцево», то там должны быть солнечные зайчики. И эта задумка удалась», – пояснил директор архитектурного бюро-разработчика Дмитрий Овчаров. При проектировании платформы идею солнечных зайчиков тоже сохранили. Панели из бетона заменили более легкими – алюминиевыми. Солнечные лучи на станции имитируют круглые отверстия на потолке, в которых накапливается и отражается свет.

«Марьина Роща»: гигантские шары в огромном вестибюле

Мало кто знает, но самый большой входной наземный вестибюль в московском метро находится на станции «Марьина Роща» Большой кольцевой линии. В четырехэтажном блоке расположены три четверти технических помещений станции.

«Помимо пассажирской зоны в наземном вестибюле разместились 198 из 267 технических помещений станции, в том числе зона тягово-понизительной подстанции, которая обычно находится на уровне платформенного участка», – сообщил заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.

По его словам, такое инженерное решение продиктовано большой глубиной заложения станции – свыше 70 метров, а также непосредственной близостью к действующей станции «Марьина Роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.

«За счет размещения основной части технических помещений на поверхности удалось уменьшить площадь подземного уровня станции и избежать выполнения дополнительного объема сложных работ на большой глубине в стесненных условиях, в частности, проходки горным способом», – добавил Андрей Бочкарёв.

Генеральный директор АО «Мосинжпроект» Юрий Кравцов отметил, что благодаря внешнему размещению подстанции удалось подать постоянное напряжение и приступить к пусконаладке инженерного оборудования еще до завершения архитектурно-отделочных работ во всем станционном комплексе. Вестибюль «Марьиной Рощи» представляет собой сооружение с двумя наземными и двумя подземными уровнями в форме параллелограмма с опорами в виде гигантских металлических шаров диаметром два с половиной метра.

В пространстве между шарами в пассажирском помещении кассового зала установлен светопрозрачный витраж. Глава инжинирингового холдинга напомнил, что архитектурный облик станции «Марьина Роща» БКЛ был выбран в ходе открытого Международного архитектурного конкурса, организатором которого выступила Группа компаний «Мосинжпроект».

«ЦСКА»: эскалаторы «елочкой» и экокрыша

Станцию «ЦСКА» открыли в составе первого участка Большой кольцевой линии метро. Она названа в честь спортивных объектов ЦСКА, расположенных поблизости. Внутренние пространства станции украшены динамичными изображениями и скульптурами спортсменов, а снаружи главной ее изюминкой является пологая крыша входного павильона. Ее удачно вписали в ландшафт.

Таким образом, она превратилась в мини-парк, который стал местом отдыха для горожан, в том числе для сотрудников «Мосинжпроекта», чей офис находится около станции метро.

«Станция «ЦСКА» имеет сложный наземный павильон. У него совершенно другая структура эскалаторов: вместо наклонной использовалась вертикальная шахта, где эскалаторы расположены «елочкой» с пересадочными площадками. Сам выход из станции вписан в ландшафт парка», – рассказывает Сергей Глубокин.

У обоих вестибюлей станции, приподнятых над землей, пологая кровля, на которой высадили траву и поставили скамейки. Подняться к мини-парку можно по удобным ступенькам, а прогуляться вокруг – по специально организованным пешеходным дорожкам. Павильоны входа и выхода со станции имеют неправильную овальную форму, их остеклили, сделав прозрачными.

У каждого вестибюля «ЦСКА» предусмотрены пять подземных этажей, два из них технические, а самый нижний этаж – платформа, над которой расположено еще два подземных этажа.

«Землянка» на станции «Тропарёво»

Многие, кто видел вестибюль станции «Тропарёво» Сокольнической линии метро, сравнивают его с землянкой. И это неспроста.

По словам архитектора станции, он вдохновился историей местности. В 1941 году через Тропарёво проходила последняя линия обороны Москвы. Здесь формировалась 5-я дивизия народного ополчения, которая дошла до Берлина и принимала участие в штурме Рейхстага. Кроме того, станция расположена рядом с парком «Тропарёво», в результате возникла идея сделать станцию продолжением парка. Поэтому здесь и появились словно вырастающие из земли входы, похожие на пни. Была цель отчасти защитить лесопарковые насаждения.

По проекту предполагали всю ту конструкцию, которая в итоге стала «глухой», бетонной, сделать стеклянной. Но первоначальную идею не реализовали.

Чешуя на «Нагатинском Затоне»

Дизайн станции «Нагатинский Затон» посвящен обитателям рек Московского региона. Уже при входе в наземный павильон пассажиры могут насладиться оригинальной эстетикой станции. «Потолок наземного вестибюля выполнен в виде гигантской чешуи. Сложная волнистая поверхность создана за счет использования стальных пластин золотистого оттенка. В общей сложности смонтировали более 26 200 декоративных элементов», – сообщил Андрей Бочкарёв.

Как отметил генеральный директор «МИПСТРОЙ 1» (входит в Группу компаний «Мосинжпроект») Константин Маслаков, чтобы воплотить архитектурную концепцию потолочной зоны, разработали специальную технологию.

«Технология оформления уникальна. Инженерами создана 3D-модель поверхности потолка. На основе этой модели разрабатывали архитектурную конструкцию, состоящую из отдельных элементов: на 220 изогнутых металлических ламелях одна за одной монтируются более мелкие «чешуйки» размером 8 на 14 сантиметров. Все элементы увязывали между собой и закрепляли на специально разработанную подсистему – так была сформирована объемная конструкция в форме рыбьей чешуи», – пояснил Константин Маслаков. Он добавил, что площадь всей декоративной конструкции составила 115 кв. метров.

Царский дворец на станции «Кленовый бульвар»

Еще одна станция, дизайн которой выбрали на архитектурном конкурсе, это «Кленовый бульвар» на Большой кольцевой линии.

«Особое значение имело местонахождение станции «Кленовый бульвар», которая расположилась рядом с парком «Коломенское». Здесь присутствуют такие значимые объекты, как дворец царя Алексея Михайловича с куполами и сводами, село Дьяково Городище с развитой сетчатой керамикой. История и культурное своеобразие района нашли отражение в нашей концепции. Место для нас имеет особое значение, невозможно проектировать без контекста, ведь на новый объект всегда влияет его окружение, и наоборот», – рассказала сооснователь архбюро ARCHSLON Татьяна Осецкая.

Архитекторам было важно первое впечатление пассажира, поэтому для оформления наземного павильона применили аллегорию купола. Освещение вестибюля напоминает элементы, характерные для культуры сетчатой керамики, которая была распространена на этой территории еще до нашей эры.

«Мы попытались понять станцию не просто как одну из бусинок в ожерелье Большой кольцевой линии, а как интересный объект сам по себе», – уточнила Татьяна Осецкая.

Колонны-обманки на станции «Физтех»

Станцию «Физтех» на новом участке Люблинско-Дмитровской линии метро вместе с «Яхромской» и «Лианозово» планируется открыть уже в этом году. Она не является конкурсной, однако имеет необычный вестибюль, который тоже дает отсылку к дизайну платформы. Станция мелкого заложения строится к северу от пересечения Дмитровского шоссе с бульваром Академика Ландау. Рядом с объектом находится Московский физико-технический институт.

По замыслу авторов проекта, станционный комплекс тоже будет выглядеть как храм науки. Платформу украсят колонны в виде конусов, расширяющихся вверх.

«Авторы проекта взяли за основу научную тематику. В физике часто используется такое понятие, как конус, поэтому здесь решили применить колонны такой же формы. За счет освещения пространство станции становится динамичным, живым. Свет от колонн отражается от свода и наполняет все пространство станции», – рассказывает о новой станции метро главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Конусообразные колонны украсят и наземный вестибюль станции, в котором расположатся кассовый зал и эскалаторный спуск. Между ними установят витражи с алюминиевым профилем черного цвета. Отделку выполнят белыми алюминиевыми панелями.

«При сооружении колонн на платформе и в вестибюлях никаких сложностей не будет. На прямые бетонные колонны будет навешиваться металлический фасад, который придаст им форму конусов», – прокомментировал Сергей Глубокин.

Внутри стены павильона облицуют алюминиевыми панелями белого цвета, пол – натуральным гранитом светлого оттенка. Потолок выполнят из белых реек с накладными светильниками в форме усеченных конусов.

просмотров: 110

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.