Популярный режиссёр «Сволочей» и «На измене» решил снять свою «Иронию судьбы», только для американского рынка и с западными актёрами. Мы не смогли пропустить такую новость и срочно встретились с мастером, чтобы получить информацию «из первых рук».
Мы встретились прямо на Чистых прудах — у известного режиссёра было немного времени — дел сейчас невпроворот, поэтому говорить нужно было по существу. К счастью, прогуливающиеся вокруг пруда парочки, тёплый ветерок и греющее солнце располагали к душевной беседе и будущий покоритель Голливуда потратил значительно больше времени, чем планировал. Разговор начали, конечно же, с «Иронии судьбы»:
— Недавно вы заявили, что будете снимать новую «Иронию судьбы», причем в Америке и с американскими актерами…
— Сама по себе «Ирония судьбы» возникла из пьесы Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова, которая называлась «С легким паром» и, за несколько лет до того, как начали снимать картину, спектакль по этой пьесе шел во многих театрах Советского союза. Поэтому я собираюсь снимать не ремейк картины, а именно экранизировать пьесу.
Мое мнение: если есть хорошая история — люди должны ее видеть. Существует огромное количество экранизаций «Трех мушкетеров», «Графа Монтекристо», «Ромео и Джульетты» и, если мы, априори, принимаем что пьеса «С Легким паром» — это хорошая пьеса, то почему бы не сделать экранизацию для зрителя, который не знает о ней? Это история любви, история чуда, которое произошло в новогоднюю ночь с двумя людьми обретшими любовь. Я не вижу ничего плохого в том, что эта история будет сделана для американского зрителя и, в конечном итоге, для международного зрителя. Так уж получилось, что американские фильмы — самые успешно продаваемые в мире. Не зря ведь они снимают Анну Каренину! Так пусть русская пьеса, причем уже не классическая, станет потрясением для западного зрителя. Со своими зрителями и своими реалиями, но на основе советской драматургии, которую создали два блистательных автора.
— Именно «на основе», то есть она будет переделана для американцев?
— Я бы сказал не переделана, а адаптирована. Все-таки это пьеса, а не сценарий. Фильм требует большего места действия, нежели одна комната, как в «Иронии судьбы». Но тогда были советские реалии и это был исключительно телевизионный фильм, а мы делаем его в расчете на широкий кинопрокат.
О БИЗНЕСЕ
— Вы не только режиссер, но и продюсер... Какое кино сейчас выгоднее всего продюсировать в России?
— Выгоднее всего, во все времена, была комедия — зритель хочет бездумно хохотать. На втором месте всегда жанр экшн. Третье и четвертое места с переменным успехом делят между собой романтическая комедия или мелодрама. И так далее... На последнем месте — фильмы ужасов. За сто лет кинематографа ничего особо не поменялось — комедия самый востребованный жанр, как и при Чарли Чаплине.
О ПУБЛИКЕ
— В свое время один модный арт-хаусный режиссер сказал мне в интервью, что публика в России не готова к умному кино... Вы согласны с такой точкой зрения?
— Нет, потому что изначально в определении «публика не готова» заложена некорректность по отношению к статистике. Публика — это неоднородное явление. Безусловно, есть зрители, которые не готовы, но есть и те, кто готов. Разве можно сказать «люди — мерзкие существа»? Мы знаем мерзких существ среди людей... но это не дает нам права обобщать. К тому же, публика разнится по возрасту, образованию, интересам, уровню восприятия и так далее. Но в массе своей публика хочет развлекаться и в этом нет ничего оскорбительного. Человек хочет отдыхать от трудов — люди трудно живут, им тяжело — они не хотят вечером смотреть на то, как они тяжело провели свой день, не хотят смотреть на то, что происходит рядом — с друзьями, соседями, родственниками... Они хотят на два часа забыться и мы не можем их упрекать в этом.
Мы просто должны найти форму, в которой развлечения и высокие нравственные принципы будут сосуществовать в одном фильме. Например «Война миров» с Томом Крузом — это кино не о войне миров, а о том, как шалопай-папа вдруг ощутил свою ответственность перед сыном и идет и спасает его. Значит можно и в такой дурацкой истории придумать нравственный момент, который заставит задуматься и дурацкого папу и сына, который поверит в своего отца. Вот о таком совмещении я и говорю.
О МЕЧТЕ
— У вас есть мечта, которая пока не осуществилась?
— Частично уже осуществилась! Когда я был маленьким, то хотел прожить несколько жизней и я прожил несколько разных жизней. Сейчас уже пятая. Я живу по-другому, думаю по-другому и занимаюсь совершенно не теми делами, к которым когда-то готовился. Я был фотографом, был продюсером, был театральным администратором, был немножко преподавателем, был режиссером... Сейчас вот стал драматургом — очень много пишу. Мне все это нравится — это разный подход к жизни, разное видение. Хочу еще несколько жизней прожить! Мечтаю стать прадедушкой — это тоже другая жизнь. У меня уже двое внуков — старшей восемь лет и я думаю я доживу до правнуков, надеюсь во всяком случае.
О ДЕТЯХ
— Собственных детей никогда не хотели снимать у себя
— Разве что на память, например сидящих за столом с мороженым. В этом смысле — да, а актерской карьеры я бы им не хотел. Это специфическая психология — играть чужие жизни, чужую судьбу - иногда забываешь о своей. Актеры — ранимые люди — я их очень люблю и очень сочувствую. Хлеб у них горький, тяжелый, несмотря на славу.
— То есть ваши дети пошли по другой стезе?
— Ну да. Сыну одиннадцать и он пока еще никуда не пошел, а дочка специалист по пиару и маркетингу, но пока она отказалась от работы и воспитывает своих детей.
— То есть папе с пиаром не помогает?
— Да ей и не нужно. И папе, честно говоря, пиар тоже не нужен — для меня важнее профессиональное признание, нежели признание публики. Недавно я стоял на улице возле метро и ужасно радовался что меня никто не знает в лицо. Поэтому люди ведут себя естественно. Я представил себе какие несчастные знаменитости — они не могут вот так стоять. Во-первых, люди сразу же меняются — к ним подходят уже другие люди, не естественные, не настоящие, уже надевшие какую-то маску восхищения. А мне обидно только иногда - когда нарушаешь правила дорожного движения и тебя не узнают сотрудник ДПС, но это я переживу! (Смеется)