Стереть информацию о себе - сегодня это самый популярный запрос от жителей европейских стран в поисковых системах Интернета. Так называемое "право на забвение" они получили после решения Европейского суда.
Стереть информацию о себе - сегодня это самый популярный запрос от жителей европейских стран в поисковых системах Интернета. Так называемое "право на забвение" они получили после решения Европейского суда.
Любой архив - собраны ли там книги, документы или, как у нас, видеокассеты с записями телевизионных программ и фильмов - далеко не идеальная система хранения. Даже при том, что вся информация упорядочена: у каждой кассеты на полке свое место, нужную заполучить не так-то просто, может, ее кто-то уже взял до тебя. А бывает и так, что физический носитель испортился от времени. И тогда материал утерян навсегда. В киберпространстве - таких проблем нет. Найти любую информацию здесь, в безразмерных виртуальных архивах, - дело нескольких минут. Просматривать ее могут хоть миллиард человек в любое время, ведь храниться она будет вечно.
Испанца Мигеля Гонсалеса такой срок никак не устраивал. Когда-то мужчина лишился имущества за долги. Деньги потом выплатил. И хотел было начать с чистого листа. Вот только на страницах Google его прошлое всплывало по первому клику. С иском против компании он дошел до Европейского суда. Там с доводами Гонсалеса согласились. Если попавшие в сеть данные устарели, являются избыточными или неправдивыми, пользователь вправе попросить удалить ссылки. Сами материалы при этом останутся, просто найти их через систему интернет-поиска будет уже невозможно. У представителей Google новая практика восторга не вызвала. Право "быть забытым", считают в компании, может поставить под угрозу свободу слова.
"На протяжении последних 15 лет стремительного развития Сети, она существовала в условиях некоего "Дикого Запада". Этот закон, он, скажем так, создает некую регуляцию, достаточно понятную и безболезненную на самом деле и для журналистов, и для блогеров. То есть, если мы говорим о журналистских расследованиях, о коррупционных расследованиях, то они под этот закон вообще не попадают", - подчеркнул эксперт фонда Развития гражданского общества Станислав Апетьян.
"У нас масса историй, когда возникают там разводы, когда персональные данные утекают в Сеть, потом человек начинает оправдываться. Потому что любой человек может что-то написать, но убрать это из Сети физически невозможно - без этого закона", - отметил создатель сервиса Liveinternet Герман Клименко.
Европарламент в деле защиты персональных данных готов пойти еще дальше. До конца года там могут принять пакет законов об ограничении использования личной информации пользователей за пределами ЕС. Отмене той части программы борьбы с терроризмом, что предоставляет правительству США доступ к финансовым записям европейцев. И сто миллионов евро штрафа за нарушение этих правил. Соблюдать закон будут обязаны все работающие на территории Евросоюза интернет-компании.
"Мне кажется, пока рановато говорить о том, что он будет действовать в России, хотя в принципе, ситуация созрела. У нас более 50 миллионов активных интернет-пользователей, это практически половина взрослого населения страны, так что все вот эти новые цифровые правила и в том числе безопасность касается очень многих людей в России", - заявил член Общественной палаты РФ Антон Коробков-Землянский.
Статью же о бывшем должнике Гонсалесе в поисковике уже не найти. Правда, забыть о темном прошлом у испанца, похоже, так и не получится. Решение Европейского суда по его делу - важная для общества информация и удалена быть не может. Право на знание никто не отменял.
Екатерина Выскребенцева. "ТВ Центр".