Большая премьера - Юрий Любимов поставил на исторической сцене Большого театра "Князя Игоря". Прочтение легендарной оперы Бородина - всегда спорное, наверное, ни одна постановка не была признана критиками и зрителями классической. Тем больший интерес вызывает новый спектакль мэтра.
Билеты раскупили полтора месяца назад. Большая премьера - Юрий Любимов поставил на исторической сцене Большого театра "Князя Игоря". Прочтение легендарной оперы Бородина - всегда спорное, наверное, ни одна постановка не была признана критиками и зрителями классической. Тем больший интерес вызывает новый спектакль мэтра.
То, что прочтение Юрия Любимова исторической оперы "Князь Игорь" будет кардинально отличаться от всех прочих, было и остается основной интригой новой постановки.
Как таковой классической версии "Князя Игоря" не существует, и режиссер, за плечами которого более двух десятков оперных постановок, практически полностью перекроил первоисточник композитора Бородина. Не деликатничать - как раз в духе мэтра.
"Юрий Петрович очень энергично репетировал, взял все в свои руки, сам ставил свет и как бы вел всю эту историю. Поэтому это не случайный спектакль, это абсолютно его спектакль", - говорит Зиновий Марголин, художник-постановщик.
В этой версии идея подчинила музыкальную основу - попытка Любимова реанимировать эпический жанр. Вместо принятых четырех часов опера идет два с половиной.
"Обычно у нас построение такое - начинаем активно, а потом успокаивается музыкальный номер. А здесь все время идет таким спрутом, с сильным напряжением, с большим драматическим развитием", - рассказывает Василий Синайский, музыкальный руководитель и главный дирижёр Государственного академического Большого театра России.
Сжат и переработан нотный текст. Из оперы изъят почти час музыки. К таким купюрам режиссера артисты и музыканты отнеслись с пониманием, хотя и жалеют, что спектакль лишился нескольких ярких эпизодов.
"Нескольких слов, которые купированы, мне не хватает, потому что самые дорогие слова у Галицкого - "Эх, только сесть мне князем на Путивле" - что было бы взглядом оттуда сюда", - заметил Владимир Маторин, народный артист России, солист Государственного академического Большого театра России.
Громыхающие, безумные половецкие пляски остались на своем месте. И только подчеркивают то, что Любимов попытался вывести на первый план конфликт между русским и половецким мирами. Он ярок, но не обострен. Любовную линию также серьезно отредактировали. У лирической героини - дочери хана, Кончаковны - в руках появляется плетка.
"Образ открыт по-другому. Мы его всегда мыслили, как очень лирическую каватину о любви. Здесь Юрий Петрович попросил, чтобы зал захлестнула энергетика страсти и желания", - объяснила Светлана Шилова, солистка Государственного академического Большого театра России.
И еще - колоссальное внимание к деталям. На грим у артистов уходит больше часа. Оформление скромное. Костюмы - лаконичное среднее между историческим одеянием и современным платьем. Огромная работа проделана с самими артистами.
"Самый главный критерий, который просил Юрий Петрович, чтобы мы были гармоничны сами с собой и были максимально честны, чтобы это не было механическим действием", - отметил Эльчин Азизов, солист Государственного академического Большого театра России.
Над своим сочинением - оперой "Князь Игорь" - Бородин работал 18 лет. Так и не дописал. Ее заканчивали Глазунов и Римский-Корсаков. Премьера состоялась в 1890 году в Мариинском театре. С тех пор спектакль пережил восемь постановок, более тысячи представлений и никогда надолго не исчезал из афиш. В Большом уверены, что постановка Юрия Любимова в репертуаре тоже надолго задержится.