4 февраля исполняется 299 лет со дня выхода сборника «Юности честное зерцало*» — первого учебника светского этикета для молодых дворян, подготовленного по указанию Петра I. «Москвичка» перелистала страницы издания вместе с доктором исторических наук, доцентом исторического факультета МГУ Екатериной Цимбаевой и выяснила, как предписывалось вести себя юношам и девушкам.
В школьных учебниках приводились забавные цитаты из этого пособия: «обрежь свои ногти да не явится якобы оныя бархатом обшиты», «танцуя, не надлежит никому неприличным образом в круг плевать».
Мы удивлялись: какими же дикарями были тогдашние недоросли, раз об этом надо было предупреждать? Но нельзя забывать, что в допетровской России вести себя в обществе противоположного пола никто молодежь не учил. Новые порядки прививались по-разному: в среде столичного дворянства — проще, в медвежьем углу — медленнее. Эти правила были обременительны для детей, зато им прививалось стремление стать наравне со взрослыми. Однако, заботясь о развитии ума и тела, создатели учебника позабыли о становлении добрых душевных качеств детей. Обуздывать свой нрав они не умели. Становясь господами, они не считали нужным сдерживаться. Впрочем, необузданное поколение оказалось явлением случайным и быстро исчезнувшим.
Людей допетровской поры сдерживали церковные предписания, родившихся в конце XVIII века, — правила приличия. Но в послепетровскую эпоху безбожие вошло в сердца, а европейская внешняя благопристойность еще не привилась.
С РОДИТЕЛЯМИ
«В первых наипаче всего должни дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать, а пред ними не вздевать, и возле их не садитися, и прежде оных не заседать, при них во окно всем телом не выглядовать, но все потаенным образом с великим почтением, не с ними вряд, но немного уступи позади оных в стороне стоять, подобно яко паж некоторый или слуга»**
ВО ВРЕМЯ ТАНЦЕВ
«Непристойно на свадьбе в сапогах и острогах (шпорах. — «Москвичка») быть, и тако танцевать, для того что тем одежду дерут у женского полу и великий звон причиняют острогами, к тому ж муж не так поспешен в сапогах, нежели без сапогов».
ПРИ ДВОРЕ
«Прямый придворный человек имеет быть смел, отважен, и не робок, а с государем каким говорить с великим почтением. И возможет о своем деле сам предъявлять, и доносить, а на других не имеет надеятися. Ибо где можно такого найти, который бы мог кому так верен быть, как сам себе. Кто при дворе стыдливо бывает, оный с порожними руками от двора отходит»
В ЦЕРКВИ
«В церкве имеет (отрок. — «Москвичка») оной очи свои и сердце весма к Богу обратить и устремить, а не на женской пол, ибо дом Божий, дом молитвы, а не вертеп блудничен, но увы коль часто случается, что тем другия соблазняются и подают злой пример».
НА УЛИЦЕ
«Никто не имеет, повеся голову и потупя глаза, вниз по улице ходить или на людей косо взглядовать, но прямо, а не согнувшись ступать и голову держать прямо ж, а на людей глядеть весело и приятно, с благообразным постоянством, чтоб не сказали: он лукаво на людей смотрит <…> Должно, когда будешь в церкве или на улице людем никогда в глаза не смотреть, яко бы из их насквозь кого хотел провидеть, и ниже везде заглядоватся, или рот розиня ходить яко ленивый осел. Но должно итти благочинно постоянно и смирно и с таким вниманием молитца, яко бы пред вышшим сего света монархом стоять довлело»
СОВЕТЫ ДЕВУШКАМ
«Украснение девиц<…> есть признак к благочестию <…> Стыдливая <…> девица, не токмо в лице краснеет, но и стыдливыя имеет уши. Устрашится, когда что безстудное слово услышит, <…> потупит лице свое, яко бы она того не разумеет, или востав отходит далее.
<…>Непорядочная девица со всяким смеется и разговаривает, бегает по причинным местам и улицам, разиня пазухи (видимо, имеется в виду декольте. — «Москвичка»), садится к другим молодцам , толкает локтями, а смирно не сидит, но поет блудные песни, веселится и напивается пьяна.
Скачет по столам и скамьям, дает себя по углам таскать, яко стерва».
* В данном случае это слово — устаревшее название зеркала.
**Орфография и пунктуация оригинала.