Этот спектакль увидел свет в 1952 году, а спустя 56 лет был практически придуман заново и получил вторую жизнь; либретто для нынешней постановки переписала турецкая сценарист Яна Темиз
Накануне на сцене Большого балетная труппа Азербайджанского театра оперы и балета представила жемчужину национальной классики - балет "Семь красавиц" на музыку Кара Караева. Впервые этот спектакль увидел свет в 1952 году. А спустя 56 лет был практически придуман заново и получил вторую жизнь. Современных азербайджанских красавиц с красавицами советского периода сравнил Евгений Давыдов.
Тогда, в 52-ом году, балет изобиловал сценами дворцовых переворотов и политических интриг. Так что собственно красавицы были на втором плане. Сейчас балет сочинен заново и получил вторую жизнь. Либретто для нынешней постановки переписала турецкая сценарист Яна Темиз.
Яна Темиз, автор либретто балета "Семь красавиц":
- Балет 52-го года не соответствовал ни замыслу композитора, ни поэме Низами. Поэтому мы сделали неоклассическую постановку. Мы вернули этот балет к первоначальному замыслу и первоначальному сюжету.
В современной постановке нет ни классовой борьбы, ни народных масс. Никакой политики, просто музыка и балет о чувствах людей. Авторы объясняют это желанием приблизиться к первоисточнику - поэме Низами Гянджеви, написанной в XII веке.
Полад Бюль-Бюль Оглы, народный артист Азербайджана, посол Азербайджана в России:
- Когда этот спектакль был впервые поставлен в Ленинграде известным русским хореографом Сергеевым. Потом был поставлен в Баку. Спектакль выдержал много разных постановок. Это новая версия. Я уверен, что у этой музыки, у этого балета будет еще много разных версий.
Премьера спектакля прошла два года назад в Баку в честь 90-летия известного композитора, автора музыки "Семи красавиц" Кара Караева. На язык классического танца либретто переложил хореограф Василий Медведев. Для выступления в Москве на главную роль пригласили премьера Большого Михаила Лобухина. Красавицы же здесь все свои, азербайджанские.
И хотя хореография спектакля стала сложнее, содержание, напротив, упростилось. Сага о классовой борьбе превратилась в романтическую притчу.
Евгений Давыдов, Дина Самохина, "ТВ Центр", Москва.