Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

19:02, 25.07.2016

10 неизвестных: мексиканские страсти Фриды Кало

15 июля В DI Telegraph открылась мультимедийная выставка "Фрида Кало. Ожившие полотна"

Пока многие московские музеи ушли на каникулы, а до нового выставочного сезона остается больше месяца, в DI Telegraph открылась мультимедийная выставка "Фрида Кало. Ожившие полотна", которая будет работать ежедневно. В новом материале рубрики "10 неизвестных" мы рассказываем о десяти произведениях этой художницы. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним на выставку.

Если бы в истории искусства не существовало Фриды Кало, то ее было бы необходимо изобрести: влияние этой художницы на мировую культуру переоценить практически невозможно. Женщина-художник из Южной Америки стала не только легендой феминизма, но и важной политической фигурой планетарного масштаба. Последняя выставка в Москве, где можно было увидеть ее работы, проходила 14 лет назад, и несмотря на то что на ней представлены не оригинальные произведения художницы, а мультимедийные, посмотреть ее нужно и важно. Фрида – не просто художник. Это культурный феномен.

Фрида Кало родилась утром 6 июня 1907 года в старом районе Мехико Койокане в семье немецкого эмигранта Гильермо Кало и мексиканки Матильды Кальдерон. Про себя она говорила: "В моей жизни было две аварии: одна – когда автобус врезался в трамвай, другая – это Диего". Диего Ривера – художник, первым заметивший талант юной художницы. Их история любви стала одним из главных романов XX века, а бурная совместная жизнь стала легендой. Именно под влиянием Диего сформировался уникальный живописный стиль Кало, в котором можно проследить отголоски итальянского и северного Возрождения, картин Боттичелли, а также культуры мексиканских аборигенов и искусства народов доколумбовой Америки.

17 сентября 1925 года Фрида Кало попала в ужасную автокатастрофу: автобус, на котором она ехала, столкнулся с трамваем. Вот как описал злополучную аварию первый возлюбленный Фриды Алехандро Ариас: "Трамвай медленно вдвигался в автобус. Автобус был на удивление податливым. Он вдавливался все больше и больше, но какие-то мгновения не ломался. Когда прочность автобуса дошла до предела, он разрушился на тысячи кусков, а трамвай продолжал двигаться. Было много жертв. Поручень сломался и пронзил Фриду на уровне таза". Это событие изменило всю жизнь девушки, ставшей впоследствии великой художницей.

О своем творчестве Кало писала: "Со времени несчастного случая я была одержима идеей изображать вещи такими, какими их видят мои глаза, и больше ничего… Раз несчастный случай изменил мой путь, то многое отвратило меня от исполнений желаний, которые остальными людьми расцениваются как нормальные, а для меня нет ничего более нормального, чем писать то, что не может быть исполнено". После аварии прикованная к постели Фрида не только занялась живописью, но и стала активно интересоваться политикой под влиянием ее окружения из мексиканского художественного авангардного движения. Кстати, эта картина на сегодняшний день остается одним из самых дорогих произведений Кало, проданных на аукционных торгах. В 1996 году на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке ее купили за 882,5 тысяч долларов.

При всей своей авангардности Фрида Кало тесно связана с мексиканскими и южно-американскими традициями в искусстве. Маска-череп, изображенная на этой картине, является одним из главных атрибутов традиционного фестиваля Дня мертвых. Работы Фриды вообще полны загадок и странных, сюрреалистических образов, которые исследователи творчества связывают с концепциями психоанализа. И в Европе о Фриде узнали как о художнике сюрреализма: первую выставку в Париже ей организовал Андре Бретон, основоположник этого направления в живописи.

Фрида до безумия ревновала Диего Риверу ко всем его любовницам, и в 1939 году они официально развелись. Эта картина написана как раз после разрыва, который Фрида очень тяжело переживала. Две Фриды сидят бок о бок на плетеной скамейке и держатся за руки. Их соединяет кровеносная артерия. Левая Фрида держит в руках хирургический зажим, которым пережимает сосуд, идущий от ее сердца; истекающая из него кровь пачкает ее белоснежное платье. Правая сжимает в пальцах опущенный к ее лону миниатюрный портрет Диего в детстве. Но их отношения на этом не закончились: через год Фрида и Диего вновь сочетались браком.

Фрида и Диего были тесно связаны с политическими активистами и русскими коммунистами: еще в середине 1930-х они приютили в своем доме Льва Троцкого, бежавшего от сталинских репрессий. В своем дневнике Фрида писала: "Светское общество меня раздражает, – писала художница в дневнике, – и все эти богатые люди меня бесят, потому что я видела тысячи людей в самой страшной нищете, совершенно без еды, без жилья, это произвело на меня самое сильное впечатление. Как ужасно видеть богатеев, веселящихся день и ночь, когда тысячи и тысячи людей умирают от голода… Хотя мне очень интересно индустриальное развитие США, я нахожу, что американцы полностью лишены чувствительности и хорошего вкуса… Они живут словно в огромном курятнике, где очень грязно и неудобно. Дома похожи на духовки, а все удобства, о которых они говорят, – это миф."

Фрида написала огромное количество автопортретов. Одни были более реалистичными, другие – более символистскими. Она постоянна размышляла на тему своих отношений с Диего, с семьей и, конечно, вспоминала о той физической боли, которая сопровождала ее всю жизнь с момента аварии. Это и сделало ее картины неповторимыми. Она говорила: "Я пишу автопортреты, потому что так часто бываю в одиночестве, потому что я – человек, которого я знаю лучше всего".

С середины 1940-х годов здоровье Фриды постепенно ухудшалось. Постоянные хирургические вмешательства, лечение последствий той аварии, операции, исчерпали все жизненные силы ее организма. Лекарства, алкоголь и наркотики стали сказываться на ее живописной манере и на выборе сюжетов. Фрида Кало умерла 13 июля 1954 года от воспаления легких. Незадолго до смерти она оставила в своем дневнике последнюю запись: "Надеюсь, что уход будет удачным, и я больше не вернусь". Когда художницу кремировали Диего Ривера долго молча стоял у ее тела, пытаясь сохранить ее образ.

Сегодня Фрида Кало остается национальным героем и главной фигурой мексиканской культуры: в 2002 году Джулия Тэймор сняла фильм "Фрида" с Сальмой Хайек в главной роли, в 2005 году в лондонской галерее Tate прошла персональная выставка работ Кало, а в 2010 году Банк Мексики выпустил новую банкноту в мексиканских 500 песо, на одной стороне которой была изображена Фрида Кало и одна из ее картин, а на другой – Диего Ривера.

Источник: Москва 24
просмотров: 306

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.