В Театре имени Маяковского 28 мая покажут спектакль «Кавказский меловой круг» по пьесе Бертольда Брехта...
По задумке постановщика Михаила Краменко красное в зале все: кресла в зрительном зале, его стены, кулисы и то, что на сцене. Кровавые времена ведь, что возьмешь. Вроде бы и было все мирно только что — дом губернатора, сам губернатор, жена его, новорожденный сын, слуги, колокольный звон, гусь к обеду. Но вот красное приходит в движение, и нет уже ничего, а есть лишь обгоревшие сваи, голова хозяина над воротами, массовый исход, точнее побег, да судомойка Груше Вахнадзе, подхватившая ребенка, на которого теперь объявлена охота, и ушедшая с ним в путь. Зачем подхватила-пошла? Вроде по глупости — опасно же. Но на самом деле по доброте.
Пьеса Брехта, написанная в 1945-м, как и спектакль 28-летнего Никиты Кобелева, именно об этом — о ценности бескорыстного поступка и одновременно о том, какую цену приходится за него платить. Вот и получается едва ли не миф, недаром же в основе всего здесь лежит знаменитая притча царя Соломона о споре двух матерей, которым никак не удается поделить ребенка до тех пор, пока им не говорят разрубить его пополам. И настоящая мать, конечно же, отказывается это сделать.
Суд разворачивается здесь во второй части постановки. В первой же перед нами — этакое роуд-муви сквозь постоялые дворы и человеческую сущность, приправленное джазовыми вставками.
Груше, сыгранная Юлией Соломатиной, тут как будто бы живет. То выхватывается ярким лучом из всего пространства, то растворяется в нем благодаря ярко-красному (опять красному!) платью...
В финале все будет просто: меловой круг, повзрослевший мальчик в его центре да две женщины — Груше и жена губернатора (Дарья Повереннова), которым жуликоватый судья Аздак (Игорь Костолевский) предлагает тянуть парнишку за руки — кто победит, тот есть настоящая мать. Откажется причинить ребенку боль, конечно же, Груше. И тут даже самым стойким захочется пустить слезу, потому что все это — наша жизнь, где перетягивание часто подменяет здравый смысл и любовь.