Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

17:44, 30.11.2015

10 неизвестных: самые снежные картины из Третьяковки

M24.ru запустил новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы пишем о десяти произведениях мирового искусства из собрания московских музеев

По понедельникам, как известно, московские музеи не работают. Но это не значит, что нет возможности знакомиться с прекрасным: специально для понедельников m24.ru запустил новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы решили писать о десяти произведениях мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Теперь вы можете распечатать наш гид и смело отправляться с ним в музей уже во вторник. Уже завтра на календарях ноябрь сменится декабрем, а значит, в Москву придет зима. И хотя снега на улицах пока что немного, наша новая подборка как раз о нем.

"Тройка" стала самой большой по размеру картиной Василия Перова. Художник выступал с позиции крестьянского "правозащитника": он неоднократно обращался к теме жизни крестьян, в особенности детей и детского труда в своей живописи. Помимо "Тройки", это такие произведения, как, например, "Дети-сироты" (1864), "Проводы покойника" (1865), "Мальчик у мастеровой" (1865). Художник рассказывал, что долго не мог найти натурщика для фигуры центрального мальчика, и центральная часть композиции долго оставалась нетронутой. Своего героя Перов встретил случайно на улице: мальчик шел с матерью, и ему удалось уговорить женщину разрешить написать портрет ее сына. Оказалось, что он остался единственным ребенком вдовы, похоронившей мужа и остальных детей. Через несколько лет к художнику пришла бедная женщина, в которой художник с трудом узнал мать Васи. Она рассказала, что ее сын заболел и умер в прошлом году, и попросила купить у Перова картину, на которую хотела потратить последние свои сбережения. Художник объяснил, что картина уже давно продана меценату Третьякову и отвел женщину в галерею, где та упала на колени перед картиной и стала молиться. Увидев эту сцену, Перов специально написал портрет мальчика и подарил его матери умершего Васи.

Если сравнить картину "Дворик. Зима" с самым известным произведением художника "Грачи прилетели", которое служит символом весны в русской живописи второй половины XIX века, то окажется, что художник всегда точно воссоздает общее ощущение прелести мягкой, пасмурной предвесенней оттепели и оживленность птиц, довольно и весело копошащихся на рыхлом повлажневшем снегу среди серых изб и заборчиков. Саврасов одним из первых русских художников начинает работать в импрессионистской манере: свободным размашистым мазком кисти он едва намечает формы, в которых зритель безошибочно угадывает силуэты животных, дыма из печной трубы и прочие детали.

Самая известная картина Василия Сурикова "Боярыня Морозова" была впервые показана на 15-й выставке передвижников 1887 года, после чего была приобретена за 25 тысяч рублей в собрание Третьяковской галереи. Картина была написана в духе историзма, с огромным количеством деталей и подробностей: на ней изображена сцена из истории церковного раскола в XVII веке. С историей Боярыни Морозовой Суриков познакомился в детстве, которое провел в Красноярске, в Сибири, где было много старообрядцев. Там широкое распространение получили рукописные "жития" мучеников старообрядческого движения, включая "Повесть о боярыне Морозовой". Суриков вспоминал, что ключ к образу главной героини дала увиденная однажды ворона с черным крылом, которая билась о снег, а образ боярыни был срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища, уже будучи в Москве. Образ был настолько выразительным, что художник смог написать портретный этюд всего за два часа.

В 1894 – 1895 годах Константин Коровин написал ряд северных пейзажей, среди которых, в частности, были картины "Зима в Лапландии" (1894) и "Геммерфест. Северное сияние" (1894 – 1895). Картину "Зимой" также причисляют к этому циклу. На картине изображена лошадка, запряженная в сани, спокойно стоящая на снегу у деревенской избы. Рядом с ней – голые зимние деревья и покосившийся забор. Вдали, на горизонте, под пасмурным небом видна темная полоса леса. В цветовой гамме картины преобладают различные оттенки серого и белого цветов, в которых можно различить и теплые, и холодные тона, совокупность которых создает эффект перламутрового свечения. В частности, оттенки серого цвета не являются смесью черного и белого, а получены смешиванием контрастных теплых и холодных тонов. Картина впервые экспонировалась на 6-й выставке Московского товарищества художников, проходившей в 1899 году. В 1900 году она была приобретена у Коровина Советом Третьяковской галереи.

Художник рассказывал, что написал картину практически с натуры. Он был потрясен видом, открывшимся снизу на верхушки берез: "Когда я взглянул… я обомлел от открывшегося мне зрелища фантастической красоты. Какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба". Свое восхищение художник соединил с импрессионистской живописной манерой: изображение строится из мелькающих рельефных мазков контрастных цветов, благодаря чему кажется, что верхушки берез вспыхивают оранжевым огнем на фоне ярко голубого неба, а стволы и поверхность снега сотканы из радужных оттенков. Созданный на картине образ Игорь Грабарь назвал "фантастическим деревом, деревом-сказкой".

Аполлинарий Васнецов был родным братом художника Виктора Михайловича Васнецова. При этом, в отличие от брата, ставшего известным благодаря своим сказочным и былинным образом, Аполлинарий Васнецов вошел в историю русской живописи как мастер монументальных пейзажей, воспевший природу Урала и Сибирских просторов, а также как создатель историко-бытового жанра, изображающего быт и уклад старой Москвы. На картине "Скоморохи" изображены ряженые и юродивый, которые нарочито противопоставляются друг другу, как исторический конфликт двух различных религиозных воззрений русского человека в сознании и в обрядах русских людей, который сохраняется и по сегодняшний день.

Мстислава Добужинского можно назвать певцом урбанистики в русской живописи рубежа XIX-XX веков. "Домик в Петербурге" – одно из самых лирических произведений Добужинского, посвященных теме урбанизма, вторжению в жизнь человека безликой городской агрессивной среды. Деревянный особняк, построенный в стиле ампир, занесенный снегом и увитый паутиной ветвей, несмотря на заброшенный вид, кажется более обжитым, нежели стоящий за ним доходный дом. Этот мрачный каменный призрак с однообразной чередой окон, заслонивший собою небо, напоминает темницу, в которой человек обречен на жалкое прозябание. Образ проникнут тоской по уюту и покою прошлой естественной жизни, вытесненной неумолимыми ритмами стального ХХ века. Изысканная графическая техника придает работе черты японской гравюры. Приглушенные охристые и зеленые оттенки подчеркнуты белыми пятнами снега и мерцающими точками снежинок. Легкая завеса падающих снежных хлопьев смягчает контрасты. Картина наполнена ностальгическим чувством по эстетической гармонии уходящего ХIХ века.

Наталья Гончарова стала одной из первых женщин-художниц русского авангарда. Работая в одно время с Михаилом Ларионовым и Петром Кончаловским, Гончарова привнесла в русскую школы живописи дух французского кубизма. Гончарова утверждала, что старается "достигнуть твердой формы, скульптурной отчетливости и упрощения рисунка, глубины, а не яркости красок". Очень простые, обобщенные фигуры словно составлены из отдельных геометрических форм. При этом, фон совершенно не проработан, его словно заволокло метелью, сквозь пелену которой видно лишь несколько елей и изб вдалеке.

Еще одним художником русского авангарда стал муж Натальи Гончаровой – Михаил Ларионов. В серии "Времена года", состоящей из четырех полотен, художник отказывается от живописной имитации пространства, делая главным мотивом символ – примитивно нарисованную фигурку. Ларионов делит живописное поле на несколько частей, где в одной появляется "человечек" как олицетворение времени года. Здесь – это примитивно решенная обнаженная женская фигурка с шарфом. А внизу – в поделенном на две неравные части пространстве – примитивные "елочки" и трогательная надпись, сообщающая, что "Зима холодная снеговая ветреная Вьюгой окутана закована льдом".

Борис Кустодиев – художник, создавший картины, идеально подходящие массового тиражирования, например, на обложках конфет. Он собрал в своих образах все "самое русское", что только можно себе представить. Тройки, церкви, сани – полная энциклопедия русской народной культуры изображена, можно сказать, на одном полотне. "Масленица" – традиционный народный праздник долгожданной встречи весны и проводов зимы с народными гуляниями, цветными шапками и яркие варежки – служит напоминанием о том, что зима, как всегда, скоро сменится весной. До нее осталось всего лишь три месяца.

Источник: Москва 24
просмотров: 318

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.