Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

17:30, 26.03.2015

«Крокодил» в «Космос» сходил: легенда сатиры и выставка достижений объединились

Легендарный сатирический альманах и ВДНХ представили совместный проект

Легендарный сатирический журнал и главная выставка страны представили совместный проект. Проект "Крокодил", возрожденный в новом качестве, стартовал год назад. В перспективе в серии выйдет 12 толстых томов, вмещающих в себя лучшие карикатуры и фельетоны, главного сатирического журнала страны, выходившего с 1922 по 1992 год. Первый выпуск серии "История глазами Крокодила XX век", охватывающий период с 1922 по 1937 гг., был презентован здесь же, на ВДНХ.

Духовная связь главной выставки страны и некогда одного из самых популярных сатирических изданий СССР, возможно, не всем понятна сходу, но на деле - более чем очевидны. Красивое и надежное ретро, с легкой поправкой на все незаслуженно забытое в результате крушения социалистической идеологии, сейчас в тренде.

Команда авторов во главе с Сергеем Мостовщиковым на этом поле чувствует себя вполне комфортно и уверенно и представляет вот уже второй выпуск "крокодилиады", в который вошли работы карикатуристов и сатириков журнала, появившиеся с 1938 по 1956 гг. Встреча с Мостовщиковым, шеф-редактром Алексеем Блоковым и редактором Дмитрием Mi3ch Чернышевым, свершилась в библиотеке ВДНХ, о месторасположении которой знают только самые большие почитатели ВДНХ. Помещение библиотеки совсем небольшое и в состоянии вместить разве что архивные энциклопедии и по паре-тройки книг о городах бывшего СССР, к чести сказать - почти всех крупных и известных. Полки ломятся от фолиантов отпечатанных в типографиях СССР с потускневшими корешками, а вот с детским фондом пришлось расстаться – 30 тыс. разных изданий было передано в детский лагерь ВДНХ. Правда, в ближайшее время начнет работу электронная библиотека, фонды которой решено заполнять нестандартно. Например воспоминаниями всех, кто захочет таковыми поделиться, но при условии, если это будет интересно и познавательно. Не исключено, что действительно информативного и комического здесь будет немало. Пользование библиотекой - бесплатное и свободное, а вот это совсем не шутка! Осмотрел достижения - ознакомься с историей их создания. Наткнулся на редкий фрагмент мозаики в заброшенном павильоне, до которого еще не дошли руки реставраторов - информация под рукой, в одном из путеводителей разных лет издания.

Почему Сергей Мостовщиков, известный столь яркими культурно-модерновыми, порой откровенно провокативными проектами как "Столица" и "Большой город", неожиданно взялся за изучение архива строго "Крокодила", и с какого бока тут, собственно, один из главных памятников советской эпохи?

"Мне интересно наблюдать за трансформацией издания, в котором есть на что посмотреть, есть над чем поразмыслить, где все интересно, остро и весело", - говорит Мостовщиков. Ну, а учитывая, что, по его же словам, ВДНХ переживала то этап "победы" (времена, создания и использовании территории ради высокой цели), то "торговли" (когда экспозицию заменили ассортиментом) и сейчас вступила в этап "борьбы" (сегодняшней попытки возрождения выставки) с трансформациями и у ВДНХ проблем не будет. Твори, перестраивай, пробуй. Были бы достойные места и времени идеи, а еще лучше - деньги на их реализацию.

Возвращаясь к роману с "Крокодилом", то он у Сергея Мостовщикова - давний, проверенный временем – еще в начале нулевых Мост (как его называют в журналистской среде) предпринимал попытку возрождения издания с оригинальным контентом. Тот проект оказался не слишком долговременным в силу высокой опускной цены, места распространения (купить его можно было только на заправках) и публики, на тот момент явно не готовой к неизменно напористой подаче Мостовщикова, базирующейся на проверенном времени зубастом исходнике.

Новый "Крокодил" продуман гораздо четче, выглядит иначе, тщательнее заточен под монументальную концепцию и единую подачу, автоматически обеспечивающие эксклюзивность, хотя бы на коллекционном уровне. Каждый том свежевыпущенного "Крокодила" включает в себя ряд галерей, где авторами предисловий выступают "нужные" в каждом конкретном случае люди. На этот раз, профильную главу под названием "Ген достижений" комментирует Генеральный директор ОАО "ВДНХ" Владимир Погребенко. Перо гендиректора доброжелательно отозвалось о 22 карикатурах, связанных с ВДНХ. Сам он тоже почтил присутствием презентацию нового тома и сообщил, что подобный "писательский" опыт для него дебютный.

На резонный вопрос – каким же аномальным образом главный сатирический печатный орган СССР в те годы должен был критиковать выставку главных достижений страны, у создателей проекта есть явно заготовленный ответ - ситуаций, которые создавали посетители, вполне хватало на то, чтобы обходиться без идеологической подоплеки. Шутили, вроде бы и над тем на какие ухищрения шли те, кто хотел видеть свои достижения на ВДН. В куда меньшем объеме, но случалось.

Еще одна симпатичная фишка нового «Крокодила» - саундтрек к каждому тому, который при помощи QR-кода можно загрузить на любой гаджет. В репертуаре - целый спектр ностальгического музнаследия на любителя - от Воронежского хора и журнала «Новости дня» до крика Тарзана и речи Хрущева.

Посещение ВДНХ "Крокодилом" без какой-нибудь авантюры со стороны последнего было бы искусственным. Продолжение общения случилось на крыше павильона "Космос", вид с которой, вероятно, по задумке приглашающей стороны, должен был знаменовать необъятные перспективы замысла.

Построенный в 1939 г, реконструированный в 1954, частично разворованный в середине 90-х и сейчас постепенно переживающий новое рождение "Космос", так же как и "Крокодил", старается вписаться в новое время.

Плавно разминая спину и оглядываясь вокруг. Иронично, но, кажется, вполне по-доброму.

Источник: Москва 24
просмотров: 204

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.