Вечером в пятницу в Большом театре премьера - опера "Пиковая дама". Постановку раньше можно было посмотреть только за рубежом - в Вене или Париже. А её автор - Лев Додин - хорошо известен в Европе в качестве оперного режиссёра, но впервые предстаёт в этом амплуа перед московскими зрителями. Однако премьера в Большом едва не сорвалась, даже генеральный прогон, который был запланирован на среду, перенесли.
Вечером в пятницу в Большом театре премьера - опера "Пиковая дама". Постановку раньше можно было посмотреть только за рубежом - в Вене или Париже. А её автор - Лев Додин - хорошо известен в Европе в качестве оперного режиссёра, но впервые предстаёт в этом амплуа перед московскими зрителями. Однако премьера в Большом едва не сорвалась, даже генеральный прогон, который был запланирован на среду, перенесли.
"Пиковая дама". Опера. Не драма. Впрочем, это только в России Лев Додин известен больше как драматический режиссер. Он с успехом работал в La Scala, Парижской и Венской опере. А с "Пиковой дамой" у него вообще давний роман. Впервые поставил её в Амстердаме еще 17 лет назад. И возвращается - снова и снова. Просто мистическое притяжение. Каждый раз, правда, получается совсем разные спектакли.
"Во-первых, сказывается время - время всегда что-то меняет, хотим мы того или не хотим. Если спектакль хоть в какой-то мере живой, он отзывается на время, он отзывается на наши собственные изменения, мои изменения", - говорит автор оперы.
"Пиковая дама" в Большом театре - как новое рождение. Многое впервые. Вот, к примеру, с маэстро Михаилом Юровским - главой знаменитой дирижерской династии - Лев Додин еще не работал.
"Бывают спектакли, где есть абсолютно параллельное действие между режиссером и дирижером, и это параллельное действие часто ведет к скуке и неинтересным спектаклям. А этот спектакль очень интересный, этот спектакль очень напряженный", - считает дирижер Михаил Юровский.
От зарубежных редакций остались декорации гениального Давида Боровского. Да и Герман у Додина первый и бессменный - Владимир Галузин. Режиссер оставил и пушкинский вариант финала. Лиза не бросится в воду, Герман не застрелится. Сойдет с ума. Собственно, вся опера - история его болезни. А действие происходит в психиатрической больнице.
"Во время репетиций даже создавалось такое впечатление, что ты находишься в сумасшедшем доме, потому что белые стены, люди, которые одеты в белые одежды, и всё, что происходит... И когда ты на сорок четвертой репетиции, действительно создается ощущение, что ты в сумасшедшем доме", - отмечает солист Центра оперного пения Александр Касьянов.
Тенденция времени, говорит режиссер: мир вокруг нас делается все безумнее. Без мистики, впрочем, тоже не обошлось. Премьера, как выяснилось, могла и не состояться.
"Самое мистическое было то, что практически 70% исполнителей перед премьерой заболели. Я думаю, что в этом есть мистика, мы не должны болеть, это не профессионально", - подчеркивает солистка оперной труппы Большого театра Агунда Кулаева.
Лишнее подтверждение открытия Германа: "Что наша жизнь? Игра!". Ну, или как минимум непредсказуемое путешествие, в котором никто не знает, что выпадет дальше - зловещая пиковая дама или заветные тройка, семерка, туз.
Юлия Богоманшина, Вадим Тищенко, "ТВ центр"