Сегодня в Астане на пленарном заседании XIII Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана, в котором участвуют президенты двух стран Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев, выступил губернатор Астраханской области Александр Жилкин. Он поделился накопленным Астраханской областью опытом и внёс предложения по улучшению работы международных транспортных коридоров, которые проходят через наши страны.
Потенциал крупных евразийских транспортных коммуникаций, проходящих через Россию и Казахстан, задействован пока далеко не полностью, считает Александр Жилкин. И это, в первую очередь, относится к международному транспортному коридору «Север-Юг», проходящему на его центральном участке по Каспию. «И российские, и казахстанские порты в значительной степени зависят от объёма грузов, перевозимых из Ирана и в Иран, — отметил губернатор. — Заинтересованность в развитии морских грузоперевозок по Каспию проявляют Азербайджан, Туркменистан, а также Индия».
Учитывая, что каспийские порты конкурируют между собой в переработке грузов, перемещаемых из Ирана, Индии, Китая, Александр Жилкин внёс предложение под эгидой министерств транспорта России и Казахстана координировать вопросы морских грузоперевозок, возможно, определять отраслевую специализацию российских и казахстанских портов, совместно решать проблемы, связанные с применением норм таможенного законодательства.
Астраханский губернатор также напомнил, что Астраханскую область и Казахстан соединяет не только море, но и железнодорожное, авиа- и автомобильное сообщение. «С момента создания Таможенного Союза, а впоследствии ЕАЭС, произошло увеличение торговых грузопотоков по международному транспортному коридору Е-40 „Восток-Запад“, связывающему Россию через Астраханскую область с Казахстаном и другими странами ШОС, — сказал Жилкин. — В коридоре Е-40 заинтересованы южные регионы России, а в перспективе, с вводом в эксплуатацию моста через Самур, увеличатся транзитные грузопотоки в Россию из Азербайджана».
По мнению Александра Жилкина, транспортная инфраструктура коридора Е-40 нуждается в улучшении. «Мы знаем, что Казахстан планирует приступить к строительству дороги Бейнеу — Шалкар, которая свяжет международный транспортный коридор „Западная Европа — Западный Китай“ с Мангистауской и Атырауской областями, — обратился астраханский губернатор к президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву.- Я попросил бы вас, Нурсултан Абишевич, обратить особое внимание на реконструкцию дороги Атырау-Астрахань — она „убитая“, много жалоб идёт от водителей». «Вы подняли очень важный вопрос, — согласился Назарбаев. — Казахстан заинтересован в том, чтобы было хорошее автомобильное сообщение с Астраханью. И в наших планах — развитие дорожной инфраструктуры на данном направлении. Этот вопрос стоит ребром, наш министр транспорта слышит, и мы это осуществим вместе с вами. Тем более, что в Астраханской области проживающая большая диаспора вас любит и они нас тоже просят об этом. С астраханцами мы имеем исторически давние близкие торговые отношения».
Что касается Астраханской области, то, как доложил Жилкин российскому президенту Владимиру Путину, несмотря на то, что «астраханский» участок МКТ Е-40 находится в удовлетворительном состоянии, его пропускная способность уже недостаточна. «Поэтому в целях дальнейшей активизации автоперевозок по коридору Е-40 в Астраханской области идёт разработка конкурсной документации на строительство северного обхода города Астрахани, а также нового моста через Волгу севернее города Астрахани, — отметил астраханский губернатор. — Это сократит путь транзитных грузов из регионов России на Атырау».