Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

16:41, 13.12.2013

Закон «Об образовании в Астраханской области»: что нужно знать учителям, родителям и ученикам

Автор: Алена Волгина

- Яков Николаевич, как принимался закон «Об образовании в Астраханской области»? Связано ли его принятие с тем, что профильный федеральный закон издан в новой редакции?

- Закон «Об образовании» в РФ был принят в 1992 году. Была иная ситуация в стране. Закон был на тот момент достаточно прогрессивным, но за 20 лет претерпел большое количество изменений – и стал громоздким и сложночитаемым. Было принято решение этот закон полностью переработать и принять в новой редакции. В итоге мы получили Федеральный закон «Об образовании», который насчитывает 111 статей. Его принятие потребовало внесения большого количества поправок в федеральное и региональное законодательство. Поэтому было решено и местный закон написать заново. Над законом «Об образовании в Астраханской области» работала группа, в которую вошли педагоги, представители родительской общественности, наши партнеры (профсоюзы и профильные сообщества, в частности «Молодые педагоги»). Группа работала в течение пяти месяцев. Проект закона был опубликован в электронных СМИ, проходило обсуждение. К сожалению, наиболее активное участие в работе приняли педагоги, в меньше степени – родители и школьники. Хотя практика показала, что их участие могло быть очень полезно. Почему я сейчас на этом акцентирую внимание? Две недели назад мы провели заседание совета детских инициатив при министерстве. Там было высказано колоссальное количество интересных предложений. И теперь некоторые вещи нам придется дорабатывать.

- Можно подробнее о том, что предложили старшеклассники?

- Замечания касались организации учебного процесса. Дело в том, что многих школьников уже не устраивает традиционная классно-урочная система. Они хотят иного формата обучения, своего эмоционального вовлечения в образовательный процесс. Если раньше школа была чуть ли не единственным источником информации, то теперь уже все по-другому – таких источников более чем достаточно. Школьник сейчас глубоко информирован, и ему нужен не педагог, а скорее наставник, который помог бы сориентироваться в потоке данных. Есть школьники, которые хотели бы углубленно изучить, допустим, элементы высшей математики и литературоведение. У нас есть программы, в которых всё достаточно жёстко регламентировано, а ученики хотят эксклюзивного сочетания. Предлагали такие формы урока, как урок-спектакль и урок-опера. В школах это используется, но, так сказать, точечно. Использовать такую форму обучения каждый день учитель не может. Мы мнения школьников собрали, дали задание нашему институту повышения квалификаций посмотреть опыт других регионов. Так что постараемся замечания школьников учесть, если не в законе, то в подзаконных актах.
Если говорить о самом законе, то его первая и вторая статьи отражают все, что касается права граждан на образование. В законе также оговариваются полномочия законодательного органа - Думы Астраханской области, исполнительного – регионального правительства.

- Есть ли в законе разъяснение по скандальному вопросу прошлого года – бесплатному питанию для детей из малообеспеченных семей? Тогда в Астрахани муниципалитет отказался финансировать эту статью расходов, и область взяла часть затрат на себя.

Правительство Астраханской области устанавливает случаи и порядок обеспечения питанием обучающихся, то есть правительство может установить, что питаются все. Это его право. Правительство может установить, что никто не питается. Правительство определяет также порядок финансирования – там прописывается, кто за это платит: областной бюджет, муниципалитет или родители.
Дальше идет статья, в которой прописано, за что отвечает министерство. Это очень важный момент. К нам часто обращаются родители по разным вопросам, а мы вынуждены их обращения отсылать в муниципалитет. Граждане не совсем ориентируются в том, где чья компетенция. Вот в статье шестой оговариваются обязанности министерства. Обязанности муниципалитета прописаны в федеральном законе.

- За что же отвечает министерство? С чем не надо идти к вам?

Она оговаривает критерии, при которой школа признается малокомплектной, а значит, финансируется не по нормативу. В этом случае государство готово тратить столько, сколько необходимо для обеспечения доступности образования.
В законе также много сказано об информационной открытости – мы жестко ставим вопрос о мониторинге и об обеспечении информацией населения. Сейчас каждая школа должна иметь сайт. Мы взяли на себя права и обязанности за этим следить. У нас единственный регион в стране, который имеет свою корпоративную сеть. И эта сеть позволяет создать сайт, мы хотим сделать все интернет-ресурсы школ единообразными. Сейчас каждое астраханское общеобразовательное учреждение имеет такой свой ресурс. Если на него зайти, можно сделать много выводов: например, сделал ли он «для галочки» или с умом – по степени наполняемости, интенсивности обновления.
Кстати, статья 13 отвечает на нашумевший вопрос школьной формы. Мы умышленно выделили целую статью, которая должна снять напряженность. В частности, оговаривается, что одежда обучающихся должна быть гигиенична, эстетична и не должна вызывать социальной напряженности.
Права педагогических работников также оговариваются в законе, но не полностью, потому что все они отражены в федеральном законе. И в целом в законе мы не стремились отразить, собрать абсолютно все, что есть в российском законодательстве об образовании, это рамочный, декларативный документ, определяющий основы.

Источник: Kaspy.info
просмотров: 420

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.