В рассмотренных израильских учебниках подчеркивается негативный опыт жизни еврейской общины в Российской империи, более того – и Российская империя, и СССР представлены как антисемитские государства, а Россия предстает как противник национального движения евреев.
«Россия в учебниках истории стран Ближнего и Постсоветского Востока, Китая : реферативный сборник» - так называется недавно выпущенный Институтом научной информации по общественным наукам (ИНИОН РАН) труд, где представлены россиецентричные рефераты учебников истории для средних и высших учебных заведений Азербайджана, Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Турции, Ирана, Израиля, Египта, Туниса и Китая. Цель реферирования заключалась в выявлении отношения к России в историческом процессе.Как сказано, в предисловии авторы не могут согласиться со многими трактовками истории, которые есть в учебниках, однако сборник намеренно лишен суждений авторов рефератов и объективно представляет местную палитру взглядов.
Так, в рассмотренных израильских учебниках подчеркивается негативный опыт жизни еврейской общины в Российской империи, более того – и Российская империя, и СССР представлены как антисемитские государства, а Россия предстает как противник национального движения евреев. Советский Союз показывается как гегемон, игнорируются многие положительные моменты отношений, в том числе эпохи Второй мировой войны и поствоенной роли Союза в создании государства Израиль. В учебниках истории Турции доминирует британский подход к восприятию России и отношений с ней. В них лишь немного внимания уделяется положительным аспектам взаимодействия. Турецкими авторами подчеркивается, что в ходе присоединения к российскому государству Средней Азии допускались «бесчинства», сопровождавшиеся «геноцидом» и «насильственной русификацией» народов Туркестана. Эпоха басмачества называется не иначе как «священная война мусульман против русских».В целом в умах турецких учащихсясоздаётся образ России как агрессора, многие века действующего против Турции. При этом ещё в 2017 году Международная тюркская академия (TWESCO), выпустила учебник «Общетюркская история». Учебник истории написан совместно с Советом сотрудничества тюркоязычных государств (Тюркский совет), в который входят кроме Казахстана ещё Азербайджан, Кыргызстан и Турция. Учебник призван дать школьникам восьмого класса одинаковое понимание роли тюркских народов в истории. Он охватывает историю тюркских народов вплоть до XV века.
Возникнет ли у вчерашних школьников постсоветских республик, которые массово приезжают к нам трудится, общее с нами понимание истории? Об этом вы узнаете из нашего обзора.
История Азербайджана. 11-й класс. Учебник начинается с повествования истории Азербайджана в XIX – начале XX в. Первая глава называется «Начало завоевания Россией северных земель Азербайджана». Период господства России над Южным Кавказом характеризуется как колониализм, политика царизма, а представители власти – как оккупационный режим. Процесс ликвидации ханств представляется как факт того, что Россия не исполняла подписанные договоры. Россия до середины XIX в. описывается как феодальная страна с абсолютистским режимом, аграрная страна с господствующими феодально-зависимыми отношениями, где самое тяжелое положение наблюдалось в Северном Азербайджане. Подобные нотки негатива наблюдаются во всей книге. Так, например, отмечается, что с конца XIX в. в Северном Азербайджане началось развитие всех отраслей экономики от сельского хозяйства до промышленности, развивался Баку, который стал «нефтяным центром мира». Но завершается абзац фразой, что «Азербайджан все еще оставался колонией». Таким образом, удается сохранять негатив в повествовании. Россия и ее национальная политика в регионе представляются как главная причина кровавых столкновений в начале XX в. Утверждается, что правительство, которое осознавало свое бессилие перед ростом революционного движения, прибегло к политике национальной резни в Азербайджане. Печальные события тех лет представляют комплексную проблему, где также пострадали многие этносы. Однако однобокость повествования делает виновной во всем только Россию. Образование Азербайджанской Советской Социалистической Республики также преподносится как оккупация земель и возвращение колониального господства России в иной форме. Политика установления советской власти в регионе описывается не иначе как террор, где «русская большевистская армия с невиданной жестокостью расправлялась с участниками восстаний». Интересным выглядит описание начального этапа развития Азербайджанской ССР. В случаях негативных событий в учебнике упоминается центральная власть – главный виновник всех бед в регионе. Однако в части описания успешной индустриализации Азербайджана, роста количества предприятий, качества жизни и т.д. центральные власти не упоминаются. Более того, создается ощущение, что СССР не был единым государством. Например, указывается приток населения «из России в Азербайджанскую ССР». Таким образом, период нахождения Азербайджана в составе Российской империи и СССР преподносится как период колониального гнета.
Всеобщая история. 11-й класс. В книге освещается история России в XIX – начале XX в. Начинается глава с повествования о том, что Александр I, как и Николай I в дальнейшем, установил деспотический режим. Период Наполеоновских войн, а именно европейская экспедиция русской армии после освобождения российских территорий, характеризуется не иначе как оккупация Польши, Балкан и других земель, направленная на достижение господства в Европе. Также отмечается «захватническая» политика России на Южном Кавказе и «особая агрессивность» по отношению к Османской империи. Авторы уделяют внимание «оккупации» Северного Кавказа и Центральной Азии, освещают «героическую борьбу» народов против России, угнетение населения этих земель и превращение России в «тюрьму народов». Период 1918–1945 гг. заканчивается лишь освещением «сталинского террора» и репрессий. Переходя к современной России, действия Москвы в 1990-е годы на Кавказе авторы учебника характеризуют как «направленные на уничтожение чеченского народа». Крымские события обозначены как «аннексия», а политика России – «продолжение агрессии на территории Украины без отказа от радикальных шагов». В целом наблюдается негативизация образа России и ее политики.
История победы. 9-й класс.Учебник посвящен истории развития карабахского конфликта. Начало конфликта в учебнике связывается с приходом к власти «проармянского» М. Горбачева, при котором произошла активизация деятельности сепаратистов. Так, авторы отмечают, что события в городе Сумгаит в 1988 г. были организованы при соучастии Комитета по государственной безопасности СССР. События января 1990 г. в г. Баку названы тяжким преступлением М. Горбачева. Г. Алиев расценил данные события как преступные действия и политическую ошибку. А один из итогов книги повторяет тезис, что карабахский вопрос возник из-за политики имперской России и усугубился в период СССР.
История Азербайджана. 9-й класс.Учебник начинается с повествования истории Азербайджана с 30-х гг. XIX в. Отмечается, что с заключением Туркманчайского договора ханства, которые являлись продолжением государственности азербайджанцев, были ликвидированы и в регионе был установлен «тяжелый военно-оккупационный режим». Россия обвиняется во множестве бед: самоуправство комендантов, дискриминация высшего мусульманского сословия, большие размеры налогов, эксплуатация местных жителей и т.д. Особо отмечается переселенческая политика России, которая несправедливо размещала армян на плодородных землях азербайджанцев. Важным элементом повествования истории тех лет является подробное освещение народного движения. Авторы подчеркивают, что эти восстания не привели к каким-то итогам, однако показали царскому правительству, «грабившему страну и притеснявшему народ», что они намерены защищать свои права и свободы. При этом, несмотря на весь «колониальный» гнет, в следующих параграфах раскрывается индустриальное развитие региона, которое сопровождалось открытием многочисленных заводов, строительством железных дорог и т.д. Безусловно, участие центральных властей в данных процессах никак не показано. Далее авторы указывают на то, что Россия ни в одном из официальных документов не использовало название «Азербайджан», тем самым реализуя политику национальной дискриминации. Позже авторы утверждают, что понятие «азербайджанская нация» начало использоваться лишь в последней четверти XIX в. Установление советской власти в стране называется «военным вторжением», которое было осуществлено при поддержке «предательских сил». Подробно в книге описываются восстания против советской власти и ее «эксплуатационной» политики. Особо отмечается, что Азербайджанская ССР была создана не азербайджанским народом, а Советской Россией, а вся советская система была направлена на удовлетворение интересов России и обеспечение ее гегемонии. Переходя к описанию современной внешней политики Азербайджана, авторы в первую очередь описывают отношения с Турцией. Затем идет часть о России, которая начинается с фразы «наш северный сосед Россия во всех областях, включая военно-политическую, тесно сотрудничает с Арменией». Отмечается, что события 2008 г. в Грузии поставили перед Баку тяжелый выбор между Россией и Грузией. Сейчас же отношения Москвы и Баку, по словам авторов, динамично развиваются.
История Азербайджана. 8-й класс.Глава 10 данного учебника посвящена периоду нахождения азербайджанских земель под властью Российского и Османского государств. Авторы акцентируют внимание на том, что Россия была заинтересована в добыче ресурсов в регионе, для чего был подготовлен документ, содержащий инструкции относительно эксплуатации нефтяных колодцев, перевозок нефти, ее цен и т.д. В части описания системы управления центральное место занимает переселение армянского населения и передача им плодородных земель, что объясняется стремлением России христианизировать регион. Авторы в данной главе по сути проводят сравнение между Россией и Османской империей. Отмечается, что на территориях, которые находились под властью осман, сохранялось прежнее административное деление, а земли местного населения были неприкасаемыми, более того, империя выделяла государственные земли под управление местных феодалов. Выделяется то, что османы освободили от налогов широкие слои населения, что было направлено на улучшение качества жизни местных жителей. Также описание народно-освободительной борьбы носит разные посылы по отношению к России и Османской империи. Так, авторы акцентируют внимание на восстаниях против «российских оккупантов» во многих городах. В отношении османов упоминается одно восстание в Карабахе 1927 г., когда народ поднял мощное освободительное движение. Таким образом, формируется более негативный образ Российской империи, которая на фоне Османской империи выставляется оккупантом и узурпатором, желающим лишь использовать ресурсы региона.
В целом в учебниках истории для общеобразовательных учреждений Азербайджана представлен образ России как колониальной империи, что будет в итоге вызывать у азербайджанской молодежи неприятие общего прошлого наших государств.
(Продолжение следует.)