В Бобровском краеведческим музее открылась выставка, посвящённая славному роду Сувориных. Поводом к её открытию послужили памятные даты: 240 лет со дня рождения Сергея Дмитриевича Суворина, 190 лет со дня рождения Алексея Сергеевича Суворина и 145 лет со дня рождения Бориса Алексеевича Суворина. Выставка открылась стараниями директора музея Елены Дмитриевны Степановой.
В Бобровском краеведческим музее открылась выставка, посвящённая славному роду Сувориных. Поводом к её открытию послужили памятные даты: 240 лет со дня рождения Сергея Дмитриевича Суворина, 190 лет со дня рождения Алексея Сергеевича Суворина и 145 лет со дня рождения Бориса Алексеевича Суворина. Выставка открылась стараниями директора музея Елены Дмитриевны Степановой.
На открытии выставки в музее собрались студенты Воронежского областного училища культуры, Бобровского аграрно-индустриального колледжа, представители местной общественности. Встреча началась с прослушивания отрывка из знаменитой увертюры Чайковского «1812 год»и стихотворения Михаила Лермонтова «Бородино»:
Пробили зорю барабаны,
Восток туманный побелел,
И от врагов удар нежданный
На батарею прилетел.
И вождь сказал перед полками:
«Ребята, не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали».
И мы погибнуть обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в бородинский бой.
Именно там, на знаменитом Бородинском поле, Сергей Суворин, как и тысячи его товарищей, героически сражался и получил ранение. Родился он в селе Коршево Бобровского уезда, в семье однодворцев. В 1807 году по рекрутскому набору служил рядовым, в лейб-гвардии Преображенском полку. В 1808 году воевал в Финляндии, находился в корпусе Багратиона, занимавшем Аландские острова (1809). В ноябре 1811 года переведен в лейб-гвардии Московский полк и в его рядах сражался во время Отечественной войны под Витебском, Смоленском и при Бородино, где получил тяжёлые ранения и почти год находился в лазарете. После выздоровления 22 августа 1813 года попал в отряд, блокировавший Модлин, и находился здесь в резервном батальоне, до взятия крепости. Произведен по службе: в унтер-офицеры (1813); в фельдфебели (1822); в подпоручики с переводом в Костромской пехотный полк (1823). Исполнял должность полкового квартирмейстера (1825-30). Принимал участие в войне с Турцией. За участие в этой кампании награжден серебряной медалью и получил годовое жалование. В 1829 г. произведён в штабс-капитаны. Спустя год отправился на усмирение восставших поляков и находился в пределах царства Польского вплоть до полного прекращения военных действий.
16 июня 1832 году Суворин уволился в отставку с производством в капитаны, что по тогдашним законам давало право на личное дворянство. Но большая семья и маленькая пенсия не позволяли барствовать. На родине в селе Коршево ветеран занялся сельским хозяйством, снимал казенные земли, часть сдавал в аренду, а часть засевал сам. Развел плодовый сад, построил ветряную мельницу, крупорушку. Сам вел хозяйство, нанимая лишь одногоработника да кухарку.
Женат был дважды. Первая жена Ксения Емельяновна (умерла от холеры) от первого брака имел двух дочерей. Вторая жена Александра Львовна Соколова, дочь местного протоиерея. От второго брака имел шесть дочерей и трех сыновей.
Один из них, 190-летие которого также отмечается в нынешнем сентябре своим трудом, талантом и настойчивостью поднялся к самым вершинам общественного признания, стал одной из центральных фигур русской истории в конце XIX и начале XX веков. Алексей Суворин сын безграмотной попадьи и битого фухтелями николаевского солдата создал единственную в своем роде национальную газету «Новое время», с таким уровнем русской журналистики, который и по сию пору является образцовым. Учился будущий публицист и издатель в воронежском Михайловском кадетском корпусе и в специальных классах Дворянского полка, откуда был выпущен в сапёры. Вначале в корпусе он получил прозвище Мужик, но вскоре своими успехами заставил однокашников забыть оное. По военной стезе Алексей не пошел, а скоро вышел в отставку, выдержал экзамен на звание учителя уездного училища. Как отметила в своём выступлении руководитель отдела культуры администрации Бобровского муниципального района Ирина Васильевна Диянова, у Алексея Сергеевича с юности пробудился литературный талант, первые литературные произведения были написаны в Боброве и опубликованы в столичныхгазетах, это помогло обрести уверенность в том, что он сможет реализоваться вМоскве. Его публицистика всегда была меткой, интересной, его читала вся Россия. Он стал не только столичным журналистом, но и редактором и владельцем газеты «Новое время». День российского императора начинался с чтения суворинского«Нового времени». Кроме газеты, он владел типографией, издательством. С большой заботой относился к своим рабочим. Устроил для них общежитие с бесплатным медобслуживанием, школу для их детей, где они получали не только знания, но и профессию. Суворин имел редакторскую хватку, участливое внимание к талантливым людям, восхищался этими талантами без кокетства и расчётов. Благодаря этому русская культура обрела имя Антона Павловича Чехова.
Много помогал родному селу Коршево: построил школу, покупал учебники, снабдил библиотеку Успенской церкви города Боброва книгами. Был большим меценатом, имел собственный театр, где ставились и собственные пьесы. Суворин заботился и о народном просвещении – выпустил серию дешёвых книгс русской классикой. Он высказал ставший известным афоризм: «Если книга обязана появлением своим человеку, то человечество обязано процветанием своим книге».
Краевед, автор книг о Боброве Надежда Ивановна Капустина добавила, что после смерти Суворин завещал не только капиталы для своей семьи, но и для малой родины – Коршева и Боброва. Эти деньги служили стипендиями для учащихся города. Но долгое время имя Суворина было под запретом. И по мнению директора музея Елены Степановой открытие Суворина в наше время состоялось благодаря редактору воронежской газеты «Берег» Святославу Иванову.
Дело всей жизни Алексея Сергеевича не закончилось вместе с ним. Младший (третий) сын Алексея Сергеевича Суворина, родившийся в браке с Анной Ивановной Орфановой был любимцем и частым собеседником А.П.Чехова. До Октября 1917 года Борис Алексеевич любил рестораны, увлекался собаками и автомобильным спортом. В то же время в книге «За Родиной: Героическая эпоха Добровольческой армии 1917–1918 гг. Впечатления журналиста» он пишет: «Я был главным редактором “Нового времени” и двух самых распространенных вечерних газет Петрограда и Москвы “Вечернего времени” и “Времени”. Я же был председателем совета контрагентства на железных дорогах А.С.Суворина и Ко, имевшего в своем распоряжении до 500 ж. д. киосков. Товарищество наше, в котором я был одним из крупных пайщиков и деятельных членов совета, имело в Петрограде две газеты, три дома, два магазина, две конторы (обе на Невском), красочную фабрику, типографию и крупнейшее издательское дело. Я сам отдельно занимался издательством и имел два журнала. В Москве у нас была газета “Время”, контрагентство ж. д. и книжный магазин. Кроме того, у нас были книжные магазины в Саратове (два), в Ростове-на-Дону, в Харькове и в Одессе. И, наконец, бумажная фабрика в Череповецком уезде Новгородской губернии». Борис Алексеевич издавал англо-русский промышленный журнал и спортивный «Конский спорт», кроме того возглавлял правление Общества издателей периодической печати, издававшего «Весь Петербург» и «Вся Москва» и Общество содействия физическому развитию. Общественный деятель, талантливый организатор и экономист Борис унаследовал и публицистический талант отца.
В Гражданскую войну по приглашению генерала Алексеева он прибыл на Дон. Издавал и редактировал антибольшевистские газеты «Время», «Вечернее время». Был участником печально знаменитого Первого Кубанского (Ледяного) похода. «Там на русской земле, - писал он позже, - искали мы счастье своё, и своей Родины».
В октябре 2018 года узнав о расстреле М.О.Меньшикова, одного из главных нововременцев, Борис написал горькую заметку: «Все ещё не хотелось верить в эго мученическую смерть, думалось, что большевицкие негодяи пощадят человека, уже в марте 1917 года совершенно оставившего политическую деятельность, но каким-то двум фармацевтам и 17-летнему реалисту понадобилось отличиться и кровь его была пролита у очаровательногоВалдайского озера, которое называют "Святым"…Пред этой новой могилой, могилой убитого журналиста, многолетнего сотрудника "Нового Времени", блестящего публициста, у меня не хватает слов, чтобы выразить то глубокое негодование, которое вызывает это гнусное убийство». По инициативе Бориса Суворина 24 октября 2018 года в Соборе в Ночеркасске была отслужена панихида по убитому Михаилу Осиповичу Меньшикову.
В 1919 году в Ростове-на-Дону, куда Суворин вернулся после освобождения города от красных, он наладил издание газеты «Вечернее время», первоначально на деньги генерала Алексеева, с тиражом 4 000 экземпляров.
Издательства по мере отступления белых и расширения территории Советов перемещалось из одного города в другой в течение 1917–1925 годов. Несмотря на несколько переездов, Борису Суворину каждый раз удавалось организовать эффективную работу редакции.
В октябре 1920 года Борис Суворин уехал в командировку в Париж. Но вынужден был там и остаться, а жена его присоединилась к нему месяцем позже, после эвакуации из Крыма армии П.Н. Врангеля.
В эмиграции Борис Суворин много работал журналистом и редактором. В 1938 году Борис Алексеевич был выслан из Франции. Обосновался в Югославии. Был издателем газеты «Вечернее время» с тиражом, временами поднимавшимся до 200 тысяч.
Скончался 18 января 1940 года в небольшом сербском городке Панчево. Похоронен на русском участке православного кладбища.
Его сын Сергей Борисович Суворин вернётся в Россию в 1967 году и будет похоронен на кладбище поселка Каскелен под Алма-Атой. На нем, как считают биографы Суворина, прервалась мужская линия рода Сувориных.