Календарь

Декабрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

16:30, 30.01.2024

Угрожает ли системный кризис ЖКХ политической стабильности?

По данным МЧС, в 2023 году произошло 14 чрезвычайных ситуаций из-за аварий на объектах ЖКХ, что затронуло почти 35 тысяч человек. А новый год начался для многих россиян в аварийных условиях. 

По данным МЧС, в 2023 году произошло 14 чрезвычайных ситуаций из-за аварий на объектах ЖКХ, что затронуло почти 35 тысяч человек. А новый год начался для многих россиян в аварийных условиях. Порядка 30 российских регионов столкнулись с коммунальными авариями в начале 2024 года. Десятки жилых домов остались без тепла в холодную погоду; где-то вернуть отопление не удалось до сих пор. В ночь с 4 на 5 января в Подмосковье в микрорайоне Климовск в Подольском городском округе произошло масштабное коммунальное ЧП. Единственная котельная, снабжающая микрорайон (более 170 многоквартирных домов), вышла из строя. В Новосибирске первая коммунальная авария произошла в ночь на 11 января в Ленинском районе города. Это привело к отключению отопления и горячей воды в 237 многоквартирных домах. 17 января следующая авария лишила отопления жителей ещё 200 домов. 20 школ пришлось перевести на дистанционное обучение, а некоторые больницы приостановили плановую госпитализацию. К вечеру 13 января из-за аварии на сетях теплоснабжения в Липецке без отопления остались 282 многоквартирных дома. Это наиболее масштабные аварии. Мелких не счесть. Даже в сравнительно благополучном Татарстане в период с 30 декабря прошлого года по 8 января 2024-го было зарегистрировано 93 аварийных случая на сетях ЖКХ.

Организуемся! Иначе – замерзнем!

Возмущение замерзающих граждан уже выливаются в требования политического характера. Хотя мэрия Новосибирска запретила проведение 20 января митинга «Организуемся! Иначе – замерзнем!», посвященного проблеме коммунальной сферы, заявку на который подал представитель объединения «Красный поворот», организаторы заявились повторно и в соцсетях призывают встретиться 27 января в 13.00 возле театра «Глобус». В тексте анонсирующем заявленный митинг говорится: «Нынешние аварии – отражение неизбежных процессов в этой сфере российской экономики и в характере самой российской власти». «Интересы правящего класса, политических и бизнес-кланов остаются приоритетными по сравнению с интересами миллионов людей». Есть и призыв «добиваться смены власти тех, кто довел коммунальный комплекс и другие сферы нашей жизни до нынешнего плачевного состояния».

Коммунальная инфраструктура России, которая была заложена во времена СССР и десятилетиями не модернизировалась, становится бомбой замедленного действия. По данным сервиса «Интегрум», который отслеживает ситуацию в сфере ЖКХ по публикациям в СМИ, в 2021 году в России произошло 2900 коммунальных аварий. В 2022 году их стало 3200, а в 2023 – более 4900. Количество аварий на теплосетях за период с 2018 по 2022 год выросло в разы, а в некоторых регионах — на порядки. Например, в Нижегородской области, где в 2018 году было зафиксировано 166 аварий, в 2022 году их было уже 538 (рост на 324%).

Если 10–15 лет назад обострились проблемы «хрущёвок», то сейчас мы имеем дело со всплеском износа построек времён Леонида Брежнева. И сегодняшняя ситуация оценивается более серьёзная из-за накопительного эффекта.

В течение последних 30 лет государство не занималось реконструкцией коммунальных сетей. Для полной модернизации инфраструктуры ЖКХ стане понадобится не менее 15 лет и более 20 трлн рублей – такие цифры назывались в свое время на заседании Общественного совета Минстроя России. Однако как заявил президент России Владимир Путин, комментируя коммунальную аварию в Подольске, строительный комплекс не готов бороться за контракты в сфере ЖКХ и не готов к таким масштабным работам.

«В этом году у нас предусмотрено 12 млрд руб., это небольшие деньги из федерального бюджета. Но вот мы вчера вечером с коллегами обсуждали, наверное, дали бы и больше, если бы строительный комплекс за них особенно боролся. Но он, судя по всему, не очень боролся, потому что неизвестно, готов ли сам строительный комплекс к таким масштабным работам. А там деньги предусмотрены приличные, - заявил президент. - Все критикуют Минфин, я иногда тоже, но в данном случае упреки в адрес Минфина несправедливы, потому что Минфин все эти долгосрочные и достаточно объемные средства на финансирование системы ЖКХ поддержал».

Где тонко, там и рвётся.

Нормативный срок эксплуатации сетей, построенных в 1960-1970 был рассчитан на 25 лет. И чтобы не было возрастающего износа, 4% сетей в год должны перекладываться. Но реально по теплотрассам сейчас перекладывается не 4%, а 2%, по водопроводам — около 1,5%, по канализациям — 0,6%. А результате тонких мест становится всё больше. А где тонко, там и рвётся.

Ещё в 2020 году замглавы Минстроя Максим Егоров говорил, что износ всех коммунальных сетей по стране составляет в среднем 58% при общей протяжённости свыше 900 тыс. км. Тогда же Минстрой провёл глобальную инвентаризацию коммунальных объектов. Егоров говорил также, что для нормального функционирования системы в стране необходимо ежегодно заменять не менее 5% труб, тогда как по факту заменяют только 2%. То есть, о проблеме давно знали. Но ситуацию в итоге довели до катастрофической.

Проблему усугубляет тот факт, что по, данным Ассоциации производителей трубопроводных систем (АПТС), до трети всех труб на рынке в том же 2020 году были поддельными – сделанными из низкокачественного материала или же и вовсе б/у, которые были перелицованы и проданы под видом новых. А по данным Фонд а развития трубной промышленности (ФРТП) в 2020 году в России действовало порядка 200 предприятий, которые подпольно занимались изготовлением такого фальсификата.

Дело ещё и в том, несмотря на «экономически обоснованный тариф» коммунальная компания, вправе выделенную сумму на амортизацию потратить не по назначению а, к примеру, на транспортные расходы или зарплату. Это разрешено законодательством. Поэтому ни рост тарифов, ни рост государственного объёма финансирования ничего не меняют. Вот почему частные водопроводы и в Шотландии, и в Германии стараются возвращать обратно в государственное управление, хотя раньше их тоже приватизировали.

Темп износа ЖКХ превосходит скорость его модернизации

С 2005 года, по данным Росстата, доля канализационных сетей со 100-процентным износом возросла с 2 до 14%. Доля сетей теплоснабжения с полным износом была 9%, а сейчас 18%. Доля аварийных домов возросла с 3 до 14%. По системе водоснабжения цифры примерно те же, что и были, — около 20%. При этом количество канализаций со средним износом за последние 7–8 лет возросло с 28 до 45%, число таких теплотрасс достигло 30%, водопроводов — 42%.

Дело ещё и в том, что на сегодня только в четырёх региональных столицах главы городов избираются. В остальных муниципалитетах по сути сидят назначенные временщики. Гнев народа им что божья роса. Их принцип работы: «Пишите письма, мы ответим».

В след за президентом на коммунальные аварии обратили внимание и другие официальные лица. Председатель Госдумы Вячеслав Володин 16 января на первом пленарном заседании весенней сессии призвал в срочном порядке создать рабочую группу для решения проблем в сфере ЖКХ и пригласить для разговора главу профильного министерства. Предложения по решению проблем в этой сфере представили и руководители думских фракций. Среди них — отмена моратория на проверки в этой сфере и национализация предприятий отрасли. Ранее официальный представитель президента РФ Дмитрий Песков заявил, что несмотря на все усилия по модернизации систем, некоторые объекты все еще находятся в ветхом состоянии.

Темп износа ЖКХ в России пока превосходит скорость его модернизации, заявил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин, отметив, что в 2024-2025 году этот тренд предстоит переломить в позитивную сторону. По словам Марата Хуснуллина, в РФ в 2024 году нужно подготовить программу по полному обновлению систем ЖКХ, которую нужно осуществить до 2030 года. Он добавил, что эта отрасль до сих пор является одной из самых отсталых и проблемных в России.

На совместном заседании комитетов Госдумы по строительству и ЖКХ и по контролю 17 января Министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин представил предложении по совершенствованию законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В заседании под сопредседательством председателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергея Пахомова и председателя Комитета по контролю Олега Морозова также приняла участие аудитор Счетной палаты РФ Наталья Трунова.

Министр также сообщил о ходе прохождения отопительного периода, работе по ликвидации крупных происшествий, которые произошли в субъектах РФ с начала года. По его словам, Минстроем России выстроена системная работа с региональными и муниципальными властями. Вопросы прохождения осенне-зимнего периода рассматриваются в рамках еженедельных совещаний с регионами и федеральными органами власти. Постоянное участие в этих совещаниях принимают представители профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации и лично их председатели – Сергей Пахомов и Андрей Шевченко.

Наводить порядок в «коммуналке» нужно в самое ближайшее время, считают и в Правительстве, и в Госдуме. «Комплексная программа модернизации коммунальной инфраструктуры — это одна из главных задач, которые поставил перед Правительством Владимир Путин», — отметил вице-премьер Марат Хуснуллин на совместном заседании думских комитетов. И, пока эту ситуацию власть системно не переломит, аварии будут неизбежны, считает он. С начала года в России столкнулись с большим количеством крупных происшествий и чрезвычайных ситуаций в сфере ЖКХ, не отрицает и глава Минстроя Ирек Файзуллин.

По предварительным данным, чтобы привести ситуацию в порядок, нужно порядка четырех триллионов рублей, рассказал Марат Хуснуллин. На эти цели регионы уже получили специальные казначейские кредиты на сумму более 300 миллиардов рублей. Где-то эти деньги пошли на строительство новых сетей, где-то — на замену инженерных коммуникаций, а в каких-то регионах — и на устранение аварийных ситуаций, перечислил вице-премьер.

Но это только одна часть решения проблемы. Нужно продумать еще один важный момент — увеличить меру ответственности за такие ситуации, считает Ирек Файзуллин. «Надо обсудить этот вопрос, чтобы в том числе и уголовную ответственность вводить за подобные случаи», — предложил глава Минстроя.

Его подержал и глава Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов: «Правительству, региональным властям следует разобраться в том, как все должно работать. Нужен порядок в содержании инфраструктуры. Стимулировать его нужно за счет более жесткого контроля и детально прописанной ответственности».

Больше рынка или больше жесткого госуправления?

При этом депутат напомнил, что за жилищно-коммунальную сферу в первую очередь отвечают власти регионов. Но общие федеральные правила помогут навести порядок в этой сфере. Недавние события показали, что в системе ЖКХ действительно нужны перемены. Но, если в этой сфере не создать рыночные отношения, добиться успехов будет сложно, считает Сергей Пахомов. По его мнению, пока рынка нет, и частные инвестиции идут в принудительном порядке. Также есть и другой вариант развития событий — все национализировать и сделать эту систему полностью государственной. «Так что-либо мы движемся в сторону создания цивилизованного рынка, либо признаем, что только жесткое государственное управление является единственным выходом из сложившейся ситуации», — резюмировал парламентарий.

В свою очередь Счетная палата проанализировала систему полномочий в сфере теплоснабжения и выявила ряд недостатков, которые могут снижать эффективность их реализации. Среди них: недостаточное нормативное регулирование, сложная структура управления, отсутствие единых подходов и уполномоченного органа власти, отвечающего за координацию этой работы.

«В настоящее время в сфере теплоснабжения сформировалась сложная иерархическая структура полномочий, в которой задействованы все уровни публичной власти, - сообщила на Коллегии аудитор Счетной палаты Наталья Трунова. - Каждый орган власти отвечает за какой-либо отдельный сектор сферы и в части своих полномочий является составным элементом системы управления. При этом федеральный орган исполнительный власти, который координировал бы деятельность всех участников, нормативно не определен».

Так, полномочие по утверждению схем теплоснабжения поселений и городских округов закреплено за органами местного самоуправления, а установление тарифов относится к полномочиям федеральных и региональных органов власти. В результате схемы теплоснабжения не увязаны с финансовой частью инвестпроектов, источники финансирования которых зависят от величины тарифа.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений и городских округов. При этом состав мероприятий, направленных на осуществление указанного полномочия, нормативно не определен. Соответственно, нет и единых подходов к его реализации.

Среди других проблем, отмеченных Счетной палатой, - отсутствие агрегированной информации о техническом состоянии коммунальной инфраструктуры, основанной на объективных источниках данных, в том числе автоматизированных средствах контроля. «Используемые данные об износе основных фондов отражают только бухгалтерскую информацию об уровне их амортизации, а не фактическое техническое состояние», – констатировала аудитор.

Отдельное внимание в ходе исследования Счетная палата уделила вопросам тарифного регулирования в сфере теплоснабжения. Так, анализ показал, что существующая практика ежегодного утверждения предельных индексов изменения размера платы за коммунальные услуги приводит к низкой предсказуемости доходов будущих периодов для теплоснабжающих предприятий. «Краткосрочная тарифная политика способствует росту бюджетных расходов на субсидирование сектора в части предоставления субсидий из региональных бюджетов ресурсоснабжающим организациям на компенсацию разницы между экономически обоснованным тарифом на тепловую энергию и установленным тарифом для населения», – считает Наталья Трунова.

Кроме того, устанавливаемые на федеральном уровне предельные индексы требуют аналитической оценки способности домохозяйств оплачивать жилищно-коммунальные услуги. При этом методика проведения такой оценки отсутствует. «Поэтому одна из наших рекомендаций по итогам анализа связана с разработкой методики оценки способности домохозяйств оплачивать коммунальные услуги, которая должна использоваться в том числе для определения максимально возможных предельных индексов. Нормативное утверждение такой методики позволит иметь объективную информацию о возможности повышения тарифов на коммунальные услуги для населения без серьезных социальных последствий с учетом территориальной специфики регионов и муниципальных образований», – отметила аудитор.

Помимо этого, Счетная палата предложила Правительству определить федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за координацию деятельности органов исполнительной власти, участвующих в реализации государственной политики в сфере теплоснабжения, а также рассмотреть вопрос об установлении предельных индексов на долгосрочный период (не менее трех лет) с возможностью их корректировки с учетом инфляции и потребности регионов в развитии и повышении эффективности коммунальной инфраструктуры.

(Продолжение следует)

просмотров: 40

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.