Впервые за 10 лет орловский губернатор предложил дорожную карту движения региона от неудач к успеху, зная, как действовать.
Впервые за 10 лет орловский губернатор предложил дорожную карту движения региона от неудач к успеху, зная, как действовать.
Как региональный эксперт внимательно наблюдаю за Орловской областью уже давно. И вне зависимости от того, кто и как руководил регионом за последнее десятилетие, это было движение назад, регресс по многим направлениям. Это десять лет своего рода хроники неудач для субъекта РФ с талантливыми людьми, достойными лучшей участи.
Орловская область перестала быть регионом-неудачником, когда все или почти все валилось из рук, деградировало и ветшало
Отчет губернатора Андрея Клычкова перед депутатами и общественностью, которые я внимательно изучил, дает основание на сдержанный оптимизм. Причем цифры, факты и выводы в выступлении главы территории не расходятся с реальным положением дел в регионе.
Во-первых, 2018 год принес жителям области, региону и его руководству достаточно хорошие результаты. Что является главным показателем развития экономики, так сказать основой основ? Разумеется, это привлечение инвестиций. Так вот, в это непростое время, в том числе и при факторе неблагоприятных внешнеполитических условий, когда даже у регионов-лидеров по ЦФО (Белгородской, Калужской, Липецкой областей) произошло снижение инвестиций в сравнении с 2017 годом, в Орловской области наблюдается их существенный рост. Было 43,6 млрд рублей (2017 год), стало 49,5 млрд рублей (2018 год). Рост 113,5 процентов.
Во-вторых, прошедший год дал надежду на реализацию более благоприятного сценария для этого субъекта РФ. Цепочка позитивных событий и результатов в деятельности администрации области предопределила новую и, я надеюсь, доминирующую тенденцию. Орловская область перестала быть регионом-неудачником, когда все или почти все валилось из рук, деградировало и ветшало. Произошел сдвиг и в росте валового регионального продукта (ВРП). Рост в 105 процентов и 225,9 млрд рублей в абсолютных показателях – это существенное приращение. И, полагаю, это только начало, которое должно перерасти в ежегодный успех.
В-третьих, учитывая то, что губернатор Андрей Клычков начинал свою деятельность с преодоления тяжелого наследия, как с объективной данности (большой госдолг, закредитованность бюджета, неверие населения и др.), в 2018 году ему и его команде удалось сделать главное – переломить ситуацию. Старанием, усердием, упрямством, эффективными коммуникациями с федеральной властью, бизнес-сообществом и с общественным мнением региона. И это не меньший задел на будущее, чем привлечение инвестиций и рост ВРП. Это завоевание более ценное, чем прагматическая составляющая. Фактически речь идет о воспроизводстве достижений. Этот аспект, как и выверенные приоритеты в отчете губернатора региона, дают хороший шанс Орловской области на реализацию стратегии догоняющего развития.
Первый и самый главный приоритет – ставка на развитие промышленного комплекса
Еще одно интересное наблюдение по содержанию отчета главы региона. Для меня совершенно понятно, что Андрей Клычков как честолюбивый и амбициозный губернатор сам готовил свое выступление, а не доверился своим помощникам и заместителям. А ведь это важный аспект. Значит, все, что происходит и будет происходить в Орловской области, для него не только небезразлично, но и невероятно значимо. Глава региона всю информацию пропускает через себя, проникается не только сущностным, но и всеми деталями и компонентами. В итоге получается выстраданный документ с замыслом, стратегией, дорожной картой достижения целей и задач, наличием эффективных управленческих технологий.
А это, поверьте мне, алгоритм будущего успеха, поскольку перед нами залог того, что все стадии реализации намеченного будут под личным контролем первого лица. В данном разрезе позволю себе предположить, что впервые за десять последних лет орловский губернатор предложил выверенную дорожную карту движения региона от неудач к успеху, при этом, что самое главное, он знает, что и как делать. Последовательно и скурпулезно, шаг за шагом, от одного этапа к другому.
Как же в отчете А. Клычкова выглядят эти приоритеты? Первый и самый главный приоритет – ставка на развитие промышленного комплекса. Почему? Скажем честно, на орловщине больше десяти лет шел процесс деиндустриализации. Нельзя сказать, что это происходило только здесь. Вовсе нет, аналогичные негативные события не менее трагично развивались в Воронежской, Смоленской, Ивановской и других областях ЦФО. Но именно в Орловской он был самый губительный.
Поэтому перелом, который предлагает А. Клычков, для региона необходим. От деиндустриализации к реиндустриализации. Потому что именно промышленность дает не только приращение валового регионального продукта (ВРП), но и налоги, рабочие места, новые знания, технологии, комфорт, высокий уровень жизни. В общем-то, что мы называем научно-техническим прогрессом и новыми социальными стандартами для людей. Логичная и аргументированная причинно-следственная связь. Кто производит – тот владеет миром, тот выигрывает в жестокой региональной конкуренции между регионами-соседями.
Что уже сделано в Орловской области на этом пути? Создан региональный фонд развития промышленности. За 2018 год, как подчеркивает губернатор А. Клычков, привлечено 160 млн рублей федеральных средств на оживление промышленных предприятий в отрасль, которая сейчас дает 22 процента всего ВРП. Дальше, логично, что вклад промышленного комплекса в территорию будет больше.
Особая экономическая зона (ОЭЗ) «Орел» станет локомотивом технологической модернизации региона, знаковым переходом промышленного комплекса Орловской области к пятому и шестому технологическим укладам
Из новаций, что непосредственно связано с ролью ныне действующего губернатора в развитии региона, это новая миссия, которая отводится институтам развития. Их в регионе несколько. К примеру, особая экономическая зона (ОЭЗ) «Орел», которая до 2028 года должна привлечь 9 млрд рублей (при ежегодном бюджете области в 33 млрд рублей). Кстати, то, что региону удалось пробить этот проект, говорит о многом. Для справки, из 17 областей ЦФО такой институт развития, как ОЭЗ, имеют только Липецкая, Калужская, Тульская и Воронежская области.
По идее, данный институт развития может стать локомотивом технологической модернизации области, неким переходом к пятому и шестому технологическим укладам. Свою задачу должна решать и инициируемая региональной властью территория опережающего развития (ТОР), заявка на которую уже подана. Важна в действиях властей не только ставка на институты развития, но и системность в ее осуществлении. От текущей (процессной) работе администрация области все больше и больше переходит к проектной деятельности.
В 2018 году серьезно прибавила в регионе такая отрасль областной экономики, как сельское хозяйство. Команда А. Клычкова и здесь отработала с приращением, помогая крупным хозяйствам, фермерам, ЛПХ. Рост в АПК по году составил 112,2%, а государственная поддержка сельхозпредприятиям в регионе перевалила за цифру в 2,3 млрд рублей. Любопытно и то, что синергетический эффект от вложений не заставил себя долго ждать, который выразился в росте доходов экономически активного сельского населения, налогов, преображения сельских территорий. Не меньший, а может даже и больший вклад внесла в общее публичное благо и отрасль строительства. Рост серьезный – 107,8 процента.
Конечно, акцентирование внимания на позитивный результат работы правительства Орловской области в 2018 году никак не снимает с повестки дня трудностей и проблем, с которыми сталкивается региональная власть. Их много, как объективных, так и субъективных. К чести Андрея Клычкова как губернатора он их не скрывает и не лакирует. И это важно и правильно. Как правильно и то, что он принципиально важным считает для себя опору на людей, выстраивание коммуникаций с различными социальными группами и слоями населения, обретение новой их поддержки.
Поэтому учет мнения людей, структур гражданского общества в решении социальных проблем, строительства социальной и инженерной инфраструктуры, достижение высокого комфорта и уровня жизни всегда было и будет отправной точкой, мерилом всех действий власти.