И как изменилось в стране отношение к правильному питанию.
Правильное питание дает организму ценную энергию и полезные вещества. Здоровое потребление пищи продлевает молодость и избавляет от заболеваний как физического, так и эмоционального свойства. Вредные продукты лишают нас важного баланса белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов.
Роспотребнадзор вместе с независимым холдингом "Ромир" выяснил, как россияне относились к здоровому питанию в 2023 году.
Содержание исследования
Исследование включало две части. Сначала были опрошены жители российских городов с населением от 10 тыс. чел. в возрасте от 18 до 65 лет. Затем специалисты изучали чеки, чтобы проанализировать покупательскую способность и потребительское поведение людей.
В конце аналитики составили комплексная картина, позволяющая сформировать обобщенные результаты исследования. Т.е., это наиболее характерное поведение, которому человек соответствовал в течение года, приходя в магазин.
При подведении итогов эксперты разделили все население на пять групп по их отношению к здоровому питанию и стилю жизни.
Кто есть кто?
Выяснилось, что люди по-разному контролируют свой рацион и следят за физической активностью. Например, ЗОЖ-Адепты являются приверженцами здорового образа жизни. ЗОЖ-Последователи прилагают усилия для соблюдения правил питания. Как правило, это более возрастная группа, которой приходится внимательнее относиться к здоровью.
ЗОЖ-Стремящимся и ЗОЖ-Инертным регулярно что-то мешает полностью приспособиться к здоровому стилю жизни. Поступки последней категории становятся понятной из ее названия – ЗОЖ-Отрицатели.
За год серьезно уменьшилась группа "стремящихся" (с 50 до 35 п.п.), зато увеличился альянс "инертных". Совокупность "адептов и последователей" выросла на 6%. Не хотят придерживаться здорового образа жизни, как и в прошлом году, всего 3% от опрошенного населения.
Из чего состоит здоровый образ жизни?
В среднем у каждого второго из трех опрошенных респондентов ЗОЖ ассоциируется со здоровым сном, системой правильного питания и регулярными прогулками на свежем воздухе. Как говорится, здравствуй бодрость по утрам и крепкий иммунитет, защищающий от вирусов.
Больше половины людей в качестве описания здорового образа жизни назвали соблюдение правильного режима работы и отдыха (прощай эмоциональное выгорание и пассивность) и воздержание от курения и алкоголя (предупреждения Минздрава возымели действия).
У 4 из 10 интервьюированных ЗОЖ сочетается со стабильным эмоциональным самочувствием (слова депрессия и апатия не просто сочетание букв, а тревожный сигнал), постоянными физическими нагрузками (утренняя зарядка бодрит не хуже кофе) и соблюдением правил личной гигиены (коронавирус научил не только носить маски, но и мыть руки после улицы).
По мнению респондентов, жизненное благополучие базируется на трех "китах" – здоровье, семье и финансовой стабильности. Также дополняют счастливый образ любовь, отдых/путешествие и здоровое питание.
Полезная корзина с продуктами
Здоровое питание входит в шестерку наиболее важных фактор, воздействующих на благополучие человека и в тройку ассоциаций с ЗОЖ. Корзина продуктов при составлени гармоничного рациона для большинства будет неполной без овощей, фруктов и рыбной гастрономии. Именно данные продукты – основа здорового питания.
Доступность многих продуктов находится на высоком уровне. Труднее найти на полках обычных или специализированных магазинов, а потом купить снеки для здорового перекуса, мясную и рыбную гастрономию. Около 30% опрошенных иногда обходятся без этих продуктов.
При выборе продовольственных товаров во всех группах прежде всего ориентируются на цену и качество. Кроме этого, для ЗОЖ-Адептов важен производитель, ЗОЖ-Последователи и ЗОЖ-Стремящиеся обращают внимание на состав. ЗОЖ-Инертных прельщает внешний вид продукта, они меньше всех смотрят на марку/бренд и качество товара.
За последний период продукты отечественного производства для здорового питания заменили иностранные компании. Полезные российские продукты приобретаются в более чем 90 процентах случаев. Климатические особенности нашей страны не позволяют полноценно заполнить рынок отечественными фруктами. Их импортная доля в сегменте покупок достигает трети от общего наполнения.
Похожая ситуация и со снеками. Зарубежная продукция превалирует на потребительском рынке – 39 п.п. Исключительно импортные бренды покупает 17 п.п. опрошенных. Люди как и прежде доверяют зарубежным компаниям, зарекомендовавшим себя с лучшей стороны. Да и российские аналоги еще на распробованы и не раскручены.
Коротенький итог
Как подчеркивается в исследовании, три из четырех респондентов положительно отзывается о здором питании. За прошедший год количество таких людей возросло на 28%. Заоодно здоровое питание опровергает миф о дороговизне и дефиците подобного продовольствия. Сбалансированные блюда можно приготовить из обычных продуктов, которые имеются в каждом магазине.
Правильное питание приведет здоровье в норму, облегчит самочувствие и заставит смотреть на вещи другим взглядом.