Наверное, нет такого человека, который в определённый период жизни не интересовался бы Античностью. Неудивительно – вся современная культура построена на достижениях этой эпохи. Мифология, история, литература, Олимпийские игры – всё это подарила нам Античная цивилизация.
Но так ли достоверна информация, которую мы знаем, кажется, с раннего детства? Есть ли в Античности какие-то спорные моменты, которые до сих пор, даже спустя тысячелетия, волнуют историков? А как Воронежский госуниверситет связан с Античной культурой? Об этом и не только рассказал старший преподаватель кафедры археологии и истории древнего мира исторического факультета ВГУ .
– В принципе Античностью я заинтересовался примерно тогда же, когда историей вообще, то есть в детстве. И, конечно, главную роль в этом сыграли книги – учебник по истории Древнего мира за 5 класс, «Книга для чтения по истории Древнего мира» под редакцией Д.П. Каллистова и С.Л. Утченко, «За Столбами Мелькарта» и «Слоны Ганнибала» А.И. Немировского, «Сын Зевса» и «В глуби веков» Л.Ф. Воронковой и даже упрощенный пересказ «Истории Рима от основания Города» Тита Ливия.
Вот эта вся романтика очень увлекала – восстания, сражения, дальние походы и т.д. Хотя, строго говоря, из всей истории Древнего мира меня сначала больше интересовал Древний Восток – египетское искусство, конечно, очень нравилось, ну и, когда читал про войны Рима с Карфагеном, всегда болел за карфагенян (скорее всего, благодаря Немировскому, который показывал римский «империализм» в весьма неприглядном свете).
Первую курсовую в университете тоже писал по Древнему Египту (и его взаимодействию с кочевыми племенами), потом переключился на древних индоевропейцев, немного занимался скифами, ну а в конечном итоге пришел и собственно к Античности, то есть к Древней Греции и Древнему Риму. Вернее, только к Риму, а ещё вернее – к древнеримской религии: диплом и кандидатская диссертация у меня были посвящены римским жрецам, причем в кандидатской я попытался рассмотреть древнейшие этапы развития этого института, уходящие корнями в эпоху первобытности, которая меня тоже весьма вдохновляет.
– В последние годы я в основном занимаюсь изучением так называемой рецепции Античности, то есть того, как эта эпоха отражалась (и отражается) в общественном сознании и культуре позднейших периодов – начиная со Средневековья и заканчивая современностью. Всё это очень любопытно, потому что наши знания о древних цивилизациях формируются не только и даже не столько первоисточниками и научными трудами, сколько самыми разными художественными произведениями – картинами, книгами, фильмами, компьютерными играми и т.д. А эти произведения несут на себе отпечаток того времени, когда они создавались, в результате чего у каждой эпохи возникает свой взгляд на Античность – порой довольно сильно отличающийся от той картины, которая отражена в источниках, созданных, так сказать «по горячим следам». И в разных странах эти образы тоже разные, да и у разных авторов.
Очень хорошо помню, как меня в детстве возмутила книга В. Яна «Огни на курганах», в которой Александр Македонский, невероятно восхищавший меня после упомянутой выше дилогии Л.Ф. Воронковой, был показан как жестокий и безжалостный завоеватель. А чего стоит спартанский царь Леонид в кожаных трусах, сражающийся с боевыми носорогами! Или рассказы о Галльской войне Юлия Цезаря, звучащие в песнях «металлических» групп. Или темнокожая Клеопатра, крайне возмутившая множество зрителей с арабского Востока. По-моему, анализировать это всё очень интересно!
– Одна из основных особенностей истории Древнего мира заключается в том, что материал для её изучения мы получаем из достаточно ограниченного круга источников. Прежде всего, это, конечно, произведения древних авторов, которые известны учёным начиная с эпохи Возрождения и действительно уже проанализированы, что называется, вдоль и поперек. Но подобные произведения, естественно, не отражают всего исторического процесса.
Прежде всего, до нашего времени, по подсчётам исследователей, дошло менее 10% подобных сочинений, да и некоторые из сохранившихся книг известны нам не целиком, результатом чего являются довольно существенные лакуны даже в описании собственно исторических событий. Более того – на ту информацию, которая содержится в упомянутых выше произведениях, опять же накладывала огромный отпечаток половая, классовая, государственная принадлежность их авторов. Как следствие, в первоисточниках мы практически не слышим голоса, скажем, женщин, бедняков и всяческих «варваров», которые жили за границами «цивилизованного мира».
Вот эти моменты в числе прочего и пытаются восстановить современные учёные – и теперь уже с опорой не только на древних авторов, но и на археологические источники, которые, конечно, тоже весьма специфичны, но тем не менее дают более широкую картину жизни в древности и, что ещё важнее, постоянно пополняются. В общем, объяснять нужно ещё очень многое – и едва ли эти объяснения будут окончательными. Такая вот она, наша историческая наука.
– Вообще первые антиковеды появились в нашем университете прямо в момент его основания: в числе преподавателей Дерптского (Юрьевского) университета, приехавших в Воронеж в 1918 году, был целый ряд довольно известных исследователей античной истории – М.Н. Крашенниников, специалист по римской религии, эпиграфике и палеографии; Э.Р. Фельсберг, автор труда о братьях Гракхах; этрусколог и папиролог А.Г. Бекштрем. В послевоенные годы в Воронежском университете работали С.Н. Бенклиев, занимавшийся изучением заговора Катилины, и И.Н. Бороздин, видный востоковед и специалист по изучению античных памятников на территории нашей страны.
Впрочем, основная страница в истории исследования античности в Воронеже связана с именем уже упомянутого мной А.И. Немировского, который работал на истфаке ВГУ с 1957 по 1977 год. Этот человек оставил весьма яркий след не только в истории нашего вуза, но и в отечественном антиковедении в целом: выпустил целый ряд монографий, знаковых для советской науки об Античности («История раннего Рима и Италии», «Идеология и культура раннего Рима», «Этруски. Введение в этрускологию» и т.д.), основал кафедру истории древнего мира и древних языков (ныне – кафедра археологии и истории древнего мира), организовал издание научного сборника «Норция» и, конечно, подготовил целую плеяду учеников, которые сейчас работают в самых разных городах и странах – от Новосибирска до Кёльна – и занимаются самыми разными проблемами – от истории древнейших цивилизаций Западного Средиземноморья до раннего христианства. И еще один немаловажный момент – из-под пера Немировского вышло множество не только научных, но и художественных книг, которые пробудили интерес к Древнему миру у тысяч молодых (и не очень) людей по всему Советскому Союзу и постоветскому пространству.
– Конечно, о каких-то фундаментальных открытиях говорить довольно сложно, так как территория нашей страны всё-таки находилась, как говорится, на периферии античного мира, однако историки и археологи нашего университета тоже внесли свой вклад в соответствующие исследования: в 1970–80-х годах принимали участие в раскопках практически всех основных античных городов Северного Причерноморья – Херсонеса, Ольвии, Танаиса, Горгиппии, а в 2000-х несколько лет работали в Фанагории и на прилегающих памятниках. Более того, выпускник нашей аспирантуры ныне возглавляет Некропольский отряд Фанагорийской экспедиции ИА РАН, а в 2010-х годах также был заместителем начальника Объединённой российско-палестинской Иерихонской экспедиции ИА РАН.
В силу уже упомянутых выше причин, таких экспонатов не очень много, но они всё-таки имеются. Прежде всего, это коллекция керамики из раскопок древней Фанагории, а также изделия так называемого античного импорта, которые археологи находят далеко за пределами греко-римской ойкумены (освоенной и заселённой человечеством части мира – прим. ред.) – в том числе и на территории Воронежской области.
Наиболее яркими примерами подобных изделий являются гераклейская амфора IV в. н.э., найденная при раскопках курганов у с. Староживотинное в 1990-х годах, а также бронзовый котелок, сделанный в I в. н.э. неподалеку от Помпей и обнаруженный нашими археологами под руководством А.П. Медведева в 2022 г. в Новохоперском районе. Подобные вещи ещё раз подчеркивают, как широко распространялось античное влияние в древности.
– Это, конечно, уже некое общее место, но Античность действительно является подлинным фундаментом европейской цивилизации (включая российскую). Без преувеличения практически каждый элемент нашей культуры уходит корнями именно во времена Древней Греции и Древнего Рима. Возьмем хотя бы факультеты нашего университета. Разве можно представить себе, скажем, географию без Страбона и Птолемея, или историю без Геродота и Тацита, или математику без Пифагора и Эвклида, или медицину и фармацевтику без Гиппократа и Галена, или биологию без Аристотеля и Плиния, или философию без Сократа и Платона, или филологию без античной литературы, а юриспруденцию без римского права? А откуда пришли в наш язык слова «физика», «химия», «экономика» и даже «компьютер»? А как мы пишем эти слова? Не иероглифами, которые нужно изучать много лет, а буквами, которые может выучить любой ребенок. Это ведь тоже наследие античной цивилизации. Наверное, об этом иногда стоит задумываться.