– выпускник геологического факультета ВГУ. Вот уже два года он руководит отделом геологоразведочных работ (ГРР) на Чукотке. Опытный специалист рассказал о своей профессии, ярких воспоминаниях и жизни на «краю Земли».
– Я не могу с уверенностью сказать, что выбор был однозначным и осознанным. Подозреваю, что не я выбрал профессию, а профессия выбрала меня. А теперь это не профессия. Это образ жизни и императив в мышлении!
С детства я увлекался коллекционированием пород и минералов просто потому, что они казались мне красивыми. В моё собрание входила и гранитная щебень с участка строительства дороги, и халцедон, выковырянный отвёрткой из бабушкиной брошки.
Как-то раз отец подарил мне невероятно крутой подарок для маленького мальчишки – сапёрную лопатку. Каждый раз, когда мы ходили с ним в лес, я брал эту лопатку с собой, копал ей ямки, что-то искал. Больше всего меня привлекал именно поиск как процесс – всю свою жизнь я живу с ощущением, что что-то ищу, и это чувство не пропадает. Идеальная черта для того, чтобы попасть в геологию! Ну и плюс лес – это, если хотите, моё место силы.
– Я хотел учиться в ВГУ с того момента, как пришло время задуматься о дальнейшем обучении после школы, класса с 9, думаю. Этот университет пленил меня с первого взгляда.
С 10 класса мы посещали подготовительные курсы в Главном корпусе, я учился в гуманитарном классе. Два раза в неделю в университете нам преподавали историю, и я очень любил тему введения в археологию. Аудитория, где проходили занятия, располагалась недалеко от геологического музея, и я как-то раз туда заглянул... Глаза загорелись...
На дне открытых дверей геологического факультета я познакомился с доцентом кафедры исторической геологии и палеонтологии и , который на тот момент был аспирантом. Бросил курсы истории и перешёл на подготовительные курсы на геологическом факультете, окунулся в геологию, написал неплохую работу, посвящённую кремнистым породам, и представил её на конференции общества учащихся (школьников). Работа заняла 3-е место, что позволило мне без особых проблем поступить на 1 курс на бюджет. С этого момента начался один из ярчайших и счастливейших периодов в моей жизни.
– На нашем факультете студентам даётся шикарнейшая база, благодаря которой практически все выпускники впоследствии на производстве чувствуют себя уверенно. Это традиция берёт свое начало из школы советской геологии в так называемый «золотой век геологии» (период, когда интерес к геологии в стране был пиковым, приблизительно с конца 60-х до конца 70-х). Это была сильнейшая школа в мире. Во многих аспектах она и продолжает оставаться таковой. Именно поэтому совершенно всё, что мы изучаем на факультете, – основа для профессионального роста.
Конечно, дело не только в программе, но и в преподавателях. Не могу не вспомнить , который вёл мою первую пару в первый день обучения. Именно он объяснил нам: «Камни – в почках!!! А то, что вы, дорогие первокурсники, видите – это породы и минералы!!!». Естественно, хотелось бы вспомнить мастодонтов факультета, которые нас грамотно учили, да ещё и качественно воспитывали. Именно они наполняли аудитории мудростью. , , и другие.
Также в период подготовки дипломной работы большое влияние на меня оказал мой научный руководитель . Ну и особенно хочу отметить человека, который вдохновлял нас всех во время обучения и продолжает вдохновлять по сей день, – мой научный руководитель, профессор .
– Решил поехать на Чукотку так же, как раньше решал поехать в Бурятию, на Тамыр, в Приморье, Западную Сибирь, Якутию. Собрался – поехал, тут все очень просто и незамысловато. Очередная галочка и флажок на карте, вот и всё.
Я мечтал и до сих пор мечтаю побывать вообще везде. На данный момент список исхоженных и изъезженных территорий в пределах нашей страны у меня достаточно широк. Но, как говорится, нет предела совершенству. Совершенство, в данном случае, – это изведать, посетить, изучить каждый регион. Но, к сожалению, это вряд ли возможно, что немного печалит меня. Геолог постепенно учится осознавать геологическое время и обширность территорий. Вывод прост – человек мелок, а жизнь его слишком коротка, чтобы прикоснуться ко всем тайнам планеты.
– Прибытие на новое место, в новый регион – это всегда приключение, всегда масса эмоций! И в этот раз исключения не было. Как будто прибыл на другую планету.
Каждое место имеет свое «лицо», отличное от других. Чукотка – это арктическая пустыня, цепочки гор и холмов, суровый климат и минимум растительности. 8-9 месяцев в году это зимняя сказка, но сказка очень суровая, с запредельно низкими температурами и белыми пейзажами. Лето очень быстрое, интенсивное, солнечное и довольно прохладное. Все живое пытается за это короткое время успеть завершить очередной жизненный цикл, чтобы вновь погрузиться в длительное зимнее оцепенение.
Я относительно легко переношу изменение климата, а вот с изменением часовых поясов сложнее. Время на Чукотке опережает Московское на 9 часов. Пришлось адаптироваться несколько дней. В этот период трудоспособность была невысока, требовалось много усилий, чтобы собрать себя.
– Я руковожу отделом ГРР. Наши задачи заключаются в приросте запасов полезного ископаемого в пределах лицензионной площади, где ведётся добыча. Иными словами, мы проводим комплекс работ, направленных на поиск, разведку и доразведку на территориях, прилегающих к основному рудному месторождению.
Работа геологов в современных условиях на действующих рудниках весьма налажена и подчинена строгому режиму. Бытовые условия очень комфортные и максимально приближены к домашним. Светлые уютные комнаты в общежитии, просторные офисы, домашняя еда в столовой. Но мне быстро становится скучно, поэтому каждый раз жду очередного выезда за пределы рудника, так сказать, в «поля». Туда, где воняющий соляркой вездеход, еда с костра, шум горной реки, подъём на вершину холма. Да, комфортом в этом случае пренебрегаю, но ощущаю духовный подъём и желание ехать дальше, ползти выше...
– Каждая поездка – это отдельная глава в книге приключений. Расскажу несколько наиболее запомнившихся историй.
Якутия. Мишка, довольно крупный, пришёл рано утром к палатке, посмотреть кто такие и чем пахнут. Ходил долго вокруг и громко вдыхал воздух. Повезло, не агрессивный, просто любопытный. Понюхал палатку и ушёл. Сидели в оцепенении пару часов, старались не напугать и не спровоцировать. Больше в той поездке я ночами спокойно не спал, всё ждал, что вернётся...
Бурятия. Выезжали ночью на гусеничном вездеходе с участка работ в отпуск. По дороге «добыли» косулю. Ночь. Моросящий дождь. Свет фар вездехода. Ели парную печень косули с солью и перцем и пили спирт. Волшебно!
Приморье. Остался в лагере на одинокую зимовку. Месяца на полтора кажется. Две собаки, две кошки и я. Интересный опыт оставил яркие и приятные впечатления. Была возможность много, спокойно и размеренно думать и жить в стиле полнопроявленного естества.
Чукотка. Выехали на вездеходе на рекогносцировочный маршрут с целью поиска объездного пути для обхода таящего ледника. Необходима была срочная доставка продовольствия и топлива на отдаленный участок буровых работ. При попытке перебродить реку превратили вездеход в слабое подобие подводной лодки – уровень воды за бортом поднялся выше середины лобового стекла вездехода. Вырвались, выехали, спасибо хладнокровию и профессионализму мехвода.
– Несомненно, есть. Она везде. В каждом дне. В каждой сопке, каждом костерке, каждом прилетающем издалека вертолёте, в пении дизеля вездехода, в улыбках людей, идущих с тобой по одному пути. Без неё никак, даже если захочется.
Но есть и другая сторона медали. За этой романтикой скрывается постоянный риск и проверка себя на прочность. Так и живём...
Текст: Екатерина Чернышков