Практика студентов исторического факультета напоминает рассказы Джека Лондона о золотоискателях – именно с ними и сравнивают историков ВГУ. Как проходит археологическая практика, какие артефакты студенты там находят и в каких условиях живут – об этом рассказала доктор исторических наук, профессор кафедры археологии и истории древнего мира .
Каждый год формируется три-четыре группы практики. Они выезжают на раскопки. Под моим руководством практика проходит в Дивногорье. Обусловлено это тем, что здесь расположены археологические памятники практически всех эпох – от верхнего палеолита до Нового времени. Самый известный из них – средневековый Маяцкий комплекс, включающий крепость, селище, хутор гончаров и могильник. А самый древний из открытых на этой территории – палеолитическая стоянка Дивногорье 9 (14 тыс. лет назад), с которой к тому же происходит наиболее многочисленная в России коллекция останков ископаемой дикой лошади. Поэтому сюда ежегодно приезжают не только отечественные, но и зарубежные специалисты, в числе которых – палеонтологи, палеогеографы, почвоведы, геологи и др. Но для нас – археологов – интересен, в первую очередь, материал, связанный с деятельностью человека. В палеолите это преимущественно кремневые орудия труда, заготовки для них и отходы производства.
Задача практики – сформировать у студентов представление о специфике археологических источников (археологические источники – предметы, изготовленные в стародавние времена и сохранённые землёй: древние постройки, могилы, клады, оружие, предметы быта и мн. др. – прим. автора). Мы учим студентов их находить и вводить в научный оборот, ведь без этого нет ответа на вопрос «Откуда есть пошла Русская Земля...».
Студенты живут в палатках. Размещаются так, как им комфортно. Кто-то объединяется – живут по два или три человека. Кто-то привозит свою собственную палатку и живет в ней отдельно. На базе есть дом с электричеством, в котором мы храним компьютеры и другое оборудование. Питание организовано таким образом, что каждый практикант пару раз может попробовать себя в роли повара. Также предусмотрен «гелиодуш» – бочка с водой, которая нагревается за световой день. Бывалые археологи называют такие условия тепличными или детсадовскими.
Раскопки требуют от студентов большой скрупулёзности: помимо лопат наш основной инструмент – ножи и кисточки. Но на палеолитическом памятнике и этого недостаточно. Там, где мы предполагаем археологические находки, собираем глину в мешки и привозим на базу, где ребята через сито промывают её из шлангов и, таким образом, ищут артефакты. Люди часто, видя это занятие, путают нас с золотоискателями, а мы и не отрицаем. Для нас наши находки многократно дороже.
Мы находим какие-то предметы каждый день. Есть разница в том, что интересно обычному человеку, не имеющему отношения к изучению памятников археологии, и что интересно нам. В каждом конкретном случае ценность находки относительна. К примеру, в те далёкие времена, когда люди даже не знали, что такое керамика, очень важны обработанные человеком камни. Ведь именно они говорят не только о том, что здесь жили люди, но и позволяют «подсмотреть» как. А обывателю непонятно, зачем мы много лет сидим на одном и том же месте и собираем какие-то маленькие невзрачные камушки. Находки из Дивногорья для нас имеют огромное значение, потому что они относятся к концу ледникового периода. Памятники этого времени ранее не были известны на территории нашего региона.
А самые яркие (для всех!) находки – на средневековом могильнике. Когда студенты там собрали ожерелье из разноцветных бусинок, все девочки обомлели. Мальчиков больше воодушевляют находимые там предметы вооружения. Кроме того, на стенах крепости обнаружены рунические надписи. Мы находим как яркие и броские, так и менее интересные обывателю вещи. Но каждая из них значима для науки!
Если период нашей практики совпадает с практикой географов или биологов, мы, конечно, проводим время вместе. Постоянные участники экспедиции – студенты из Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского (руководитель – ). По вечерам проходят лекции, просмотр фильмов, беседы у костра. К нам приезжают и выступают специалисты из различных сфер науки. Дивногорье объединяет всех!
Дивногорье ежегодно принимает волонтёров, которые участвуют в самых разных проектах (сохранение окружающей природы, пещерных объектов и др.). В этом году наша экспедиция в рамках сотрудничества с областным управлением по охране объектов культурного наследия организует целевую программу для волонтёров культуры. Постараемся показать им археологическое Дивногорье во всей красе: помимо участия в раскопках на палеолитических и средневековых памятниках будут организованы мастер-классы, экскурсии, тематические вечера. Эта программа поможет обычным людям, интересующимся археологией, получить базовые знания об этой науке.
Летом 2024 года студенты исторического факультета снова отправятся на прохождение практики в Дивногорье. Кроме первокурсников, для которых эта практика обязательна, добровольно будут участвовать в экспедиции и представители старших курсов. Студенты с удовольствием приезжают в Дивногорье повторно, чтобы снова пережить незабываемые эмоции совместной работы с другими студентами в одном из прекраснейших уголков Воронежского края.
Текст: Андрей Рожков