30 марта 2024 года состоялось занятие в Школе юного филолога, посвящённое теме «Морфемный анализ как инструмент решения орфографических задач». Его провела доцент кафедры русского языка .
Известно, что для формирования орфографической зоркости, об отсутствии которой всё чаще говорят учителя, требуется чёткое представление о морфемном составе слова. Морфема, если её правильно найти, всегда «подскажет» школьнику, какую букву в ней писать. Но вот как правильно эту морфему выделить? В школьных учебниках недостаточно внимания уделяется связи морфемики и словообразования: часто весь материал сводится к спискам морфем, которые школьники заучивают в начальной школе. Но нужно обращать внимание на то, как рождаются слова, выстраиваясь сначала в словообразовательную цепь и парадигму, а потом образуя словообразовательное гнездо.
На занятии ученики 7–11 классов познакомились с правилами направления производности, благодаря чему получили представление о том, как отличить производную основу от производящей, узнали о том, как найти «загадочный» нулевой суффикс. Ребята с интересом обнаружили, что существительное может обозначать не только предмет, но и процесс, признак, а это всегда подсказывает, от чего производная основа образуется. Ученики потренировались находить производящую основу не интуитивно (как они всегда делали, по их признанию), а по правилам.
Во второй части занятия школьники попытались применить полученные знания в объяснении орфограмм. Самые распространённые ошибки связаны с правописанием суффиксов разных частей речи, но если уметь находить суффикс, то многих проблем можно избежать. Так, например, ребята с увлечением разбирались в сложностях правописания Н и НН в разных частях речи, в разграничении правил правописания суффиксов ЧИВ/ЛИВ и ЕВ/ИВ в прилагательных.
Школьники сделали вывод о том, что полученные знания можно применить в самых разных орфографических темах, а это обязательно поможет безошибочно решить орфографический блок в ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.