16 марта 2024 года состоялось очередное занятие в Школе юного филолога. Оно было посвящено теме «Когда логическая ошибка не является ошибкой?». Его провела доцент кафедры русского языка .
Как известно, одним из основных показателей хорошего уровня развития речи является умение ясно, точно, непротиворечиво строить самостоятельное высказывание в устной и письменной форме. «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность» выражения мыслей – критерии оценки качества выпускных сочинений и изложений учеников 9-х, 11-х классов. Следовательно, школьники должны быть знакомы с типологией логических ошибок и должны уметь правильно составлять собственный текст, соблюдая абзацное членение и не допуская логических ошибок. Как можно этому научиться? Анализ содержания учебников по русскому языку обнаружил отсутствие информации о логических ошибках. О существовании их школьники узнают после проверки письменных творческих работ, когда видят знак ошибки на полях. Но чтобы научиться грамотно строить текст, необходимо иметь системное представление о том, что нарушает его цельность и связность.
На занятии ученики 7-х–11-х классов познакомились с законами формальной логики, проанализировали типичные логические ошибки в письменных творческих работах учеников, составили классификацию логических ошибок, которые возникают на уровне всего текста, между предложениями и внутри предложений. На простом и понятном материале, который понравился детям, участники занятия с увлечением квалифицировали логические ошибки и объясняли причины их возникновения.
Ярким моментом совместной работы на второй части занятия стал анализ фрагментов литературных произведений Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, газетных заголовков, анекдотов, построенных на основе алогизмов и абсурда. Ребята поняли, что в этих случаях нарушения логики не являются ошибками, а выступают в качестве оригинальных стилистических приемов и средств создания комического эффекта.
Ребята активно участвовали в дискуссии, поняли, когда нарушения логики приводит к ошибкам, а когда являются стилистическими приёмами. Эта информация очень полезна, потому что позволит предупредить возникновение логических ошибок в устной и письменной речи учеников.