В рамках работы Научного образовательного центра межкультурных исследований имени А.А. Леонтьева, созданного при кафедре общего и сравнительного языкознания филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, 14 марта состоялась презентация Научной школы ВГУ в области общего и русского языкознания профессоров, заслуженных деятелей науки РФ и .
С докладом о деятельности Школы выступила исполняющий обязанности заведующего кафедрой общего языкознания и стилистики, доктор филологических наук, доцент . Презентация Воронежской лингвистической школы стала первой в ряду запланированных НОЦ межкультурных исследований заседаний, посвящённых деятельности российских лингвистов, занимающихся проблемами общего языкознания.
В своем докладе Александра Рудакова осветила разработанные Иосифом Стерниным наиболее важные критерии определения статуса научной школы: наличие в научной школе пяти и более докторов наук; активная подготовка научных кадров (защита кандидатских и докторских диссертаций под руководством руководителей школы и их учеников); активная публикационная деятельность членов научной школы (публикация монографий, выпуск тематических сборников и др.); организация и проведение конференций, научных семинаров, мастер-классов руководителями и учениками школы; признание научных достижений руководителей и их учеников за пределами организации, в которой они работают.
Воронежская теоретико-лингвистическая школа в области общего и русского языкознания, официально утвержденная Учёным и Научно-техническим советами ВГУ 28 апреля 1999 года, в апреле нынешнего года будет отмечать свое 25-летие. За время существования Школы только её руководители опубликовали более 2,5 тыс. работ, подготовили 156 кандидатов и 27 докторов наук.
Докладчик остановилась на основных направлениях научных исследований основателей Школы и их учеников: теоретические исследования в области лексикологии и фразеологии; исследования в области когнитивной лингвистики и психолингвистики; сопоставительные и контрастивные исследования; исследования в области лингвистической экспертизы текста, коммуникативного поведения, в области культуры речи и речевого воздействия и др.
В рамках работы Научной школы ежегодно выпускается несколько тематических сборников («Язык и национальное сознание» – 30 выпусков; «Сопоставительные исследования» – 21 выпуск; «Психолингвистика и лексикография» – 10 выпусков; «Значение как феномен актуального языкового сознания носителей языка» – 9 выпусков; «Культура общения и ее формирование» – 38 выпусков), проводятся международные и всероссийские научные конференции и круглые столы, выпускаются монографии.
Воронежская теоретико-лингвистическая школа в области общего и русского языкознания хорошо известна не только в России, но и за рубежом, что в очередной раз подтвердилось в рамках состоявшей после презентации Школы дискуссии.