– доктор физико-математических наук, профессор кафедры ядерной физики. В 1979 году Станислав Георгиевич стал лауреатом международной премии Объединённого института ядерных исследований. В 2002 году учёному присвоили звание Заслуженного деятеля науки Российской Федерации. Совместно с настоятелем Свято-Вознесенского храма Воронежа, протоиреем доктор физико-математических наук написал книгу «Наука и религия».
Мне повезло. Я учился в очень хорошей воронежской школе с замечательными преподавателями. К 8 классу я уже знал, в какой научной сфере я хочу развиваться. В качестве своей будущей профессии я выбрал ядерную физику. Тогда начали появляться первые книги, посвящённые различным направлениям этой науки. Я их читал и постепенно переваривал. Благо, уроки преподавателей в школе были на высоком уровне, и многие вещи уже тогда мне были понятны.
В 7–8 классе школы сформировался круг моих близких друзей, которые в дальнейшем стали докторами математических, геологических, химических и прочих наук. Были среди моих товарищей и замечательные поэты. Я рад, что мой круг общения в школе был именно таким. Большую роль в его формировании сыграл воронежский Дворец пионеров. Туда я ходил в кружок художественного чтения. Нам преподавали выдающиеся артисты Воронежского драматического театра. Они поставили мне голос и дикцию, дали понимание, как говорить со сцены.
Во время обучения в школе и вузе я ходил в различные спортивные секции. Занимался борьбой, лыжными походами и альпинизмом. На 1 курсе физического факультета Воронежского госуниверситета меня заинтересовал планеризм. Я мог часами летать на планере. Для нас, студентов, мир был очень интересен.
Человек должен иметь высокую цель в жизни. Это то, что подпитывает моё ощущение мира. Я всегда понимал, что центр тяжести жизни не в деньгах. Человек с его умом и творческими способностями создан природой для чего-то более высокого.
Когда направление жизни человека творческое, когда он участвует в создании чего-то нового – не важно, космический ли это аппарат или токарный станок – это делает работу осмысленной. Творческое начало в любой профессии – самое важное. Если есть в жизни место творчеству – человек может быть счастливым по-настоящему.
Настоящему преподавателю важно, чтобы студенты обладали качественными знаниями. Истинный наставник сделает всё возможное для этого. Однако важно научить мыслить свободно. К примеру, в физике есть задачи с несколькими вариантами решения. Студент, который способен решить задачу оригинально, – это студент высшей ценности.
Можно применить чужую схему и получить определённый результат. Хотя такую работу и можно назвать полезной, она не будет содержать ничего качественно нового. Мне такие исследования кажутся менее интересными, чем те, в которых есть хоть одна новая мысль, хотя она вряд ли будет иметь эйнштейновский уровень.
Преподаватель должен в своей работе стремится к тому, чтобы сложный материал студенты могли не только освоить, но и добавить своё представление. Желание преподавателя дать знание и приучить к творческому подходу в решении задач – самое ценное для студента.
Любой человек задумывается о том, для чего он родился и для чего существует человечество. Имеет ли человечество какую-то цель?
Всех учёных-естественников можно разделить на две категории. Учёные-атеисты считают, что всё в природе описывается естественным путем использования, прежде всего, фундаментальных законов физики. Другая группа учёных придерживается мнения, что мы сами и окружающий нас мир обладаем свойствами, понимание которых невозможно на основе фундаментальных физических законов. То есть в мире существуют фундаментальные законы, которые не сводятся к физике.
Возникает вопрос: известны ли такие экспериментальные свойства нашего мира, которые невозможно понять при использовании фундаментальных физических законов?
В 60-е годы прошлого века был обнаружен Антропный принцип, согласно которому в нашей Вселенной главные мировые физические константы (например, скорость света, постоянная Планка, заряд и масса электронов и нуклонов, входящих в состав молекул, атомов, ядер, и другие), с которыми работает физика, подогнаны с гигантской степенью точности, чтобы существовала органическая жизнь, включающая и человека разумного. Если величину мировых констант изменить даже на очень малую долю (менее 10–15), органической жизни во Вселенной не будет. Все выдающиеся учёные согласились, что такая точная подгонка мировых констант в рамках физики случайной быть не может, поэтому Антропный принцип естественно был связан с существованием «Высшего разума» или, иными словами, – «Бога», который и создал все базовые законы нашего мира, включая и значения мировых физических констант.
Знаменитый ученый физик предположил, что, помимо физических законов, в нашем мире существуют биотонические законы природы, допускающие существование «Высшего разума», который и создал наш мир с подобными законами.
В книге «Наука и религия» мною было пронализировано, как современная наука относится к идее «Высшего разума». Существование «Высшего разума» приводит к представлению о наличии целей существования человека и человеческого общества. Очевидно, что эти высшие цели не могут быть связаны только с бизнесом и материальными накоплениями.