В распоряжении «Абирега» оказался проект изменений в приказ, который фактически регламентирует ход внедрения в Воронежской области раздельного сбора мусора. Облправительство в очередной раз «штурмует» непростую тему. Что из этого может получиться? Мы поговорили с участниками рынка.
Что может измениться?
С изменениями в документ, по замыслу властей, в жизнь воронежцев наконец-то полноценно должен войти раздельный сбор мусора. В зеленые контейнеры будут собирать сухую бумагу, картон, стекло, металл и тетрапак. В оранжевые контейнеры-сетки – полиэтилен и пластик. И, наконец, в серые контейнеры – пищевые отходы и прочую «нераспределенку». Также документ предполагает обустройство в регионе 27 новых мусорных полигонов, а 17 старых переполненных выведут из эксплуатации и начнут готовить к рекультивации.
Представители подконтрольного региональным властям мусорного оператора «Облкоммунсервис» в разговоре с «Абирегом» указывают, что обновляемый приказ уточняет сведения о существующих площадках накопления твердых коммунальных отходов (ТКО), а также приводит в соответствие порядок складирования и цветовую индикацию контейнеров для раздельного накопления. Также в документ внесены места и сроки строительства новых полигонов и мусоросортировочных комплексов с расчетной стоимостью возведения. Изменения ждут не только областной центр, но и, например, Нововоронеж. Оттуда из-за переполненности действующего главного мусорохранилища придется перенаправлять потоки вывоза бытовых отходов.
«Со своей стороны полагаем, что этот этап мусорной реформы является более конкретным механизмом достижения целей и задач, предусмотренных указом президента в части формирования экономики замкнутого цикла, обеспечивающей к 2030 году сортировку 100% объема ТКО, захоронение не более чем 50% таких отходов и вовлечение в хозяйственный оборот не менее чем 25% отходов производства и потребления в качестве вторичных ресурсов и сырья», – комментирует «Облкоммунсервис».
Наиболее действенным способом достижения этих целей видится внедрение повсеместного раздельного сбора с соответствующим информированием населения о его порядке и правилах. В общем-то всё то, что воронежские власти и пытались по-разному делать на протяжении последних 5-7 лет. Впрочем, экоактивист Екатерина Хомич, прочитав документ, в беседе с «Абирегом» сделала вывод, что должное формирование культуры раздельного сбора мусора у населения и обустройство необходимой под раздельный сбор инфраструктуры как раз и не проглядываются.
«Судя по тем действиям, которые перечислены, особых изменений ждать не приходится. По-прежнему для утилизации отходов в приоритете захоронение, строительство новых полигонов именно под складирование в землю. Страшно подумать, что 27 их только в нашем регионе. И даже наличие мусоросортировочных комплексов при каждом из них не гарантия качественного получения вторичного сырья, потому что извлечь его из общей массы мусора – чрезвычайно сложная задача. Смею предположить, что снова будет нехватка кадров на линии сортировки, снова большой поток вторсырья на захоронение», – говорит Хомич.
Итак, сперва новую попытку внедрить раздельный сбор мусора обкатают в Центральном и Ленинском районах Воронежа, а также в Девице Семилукского района. Там проанализируют необходимость дооснащения инфраструктуры, организуют вывоз раздельно собранных отходов специальными мусоровозами с табличкой: «Я везу вторсырье», обучат профильных сотрудников, выстроят информационную политику по внедрению раздельного сбора. И, наконец, проанализируют эффективность проведенной работы через обратную связь от населения.
Почему предыдущие попытки не были столь успешны?
Внедрение раздельного сбора мусора в Воронежской области – тема не новая, так или иначе региональные власти периодически поднимают ее «на флаг» уже давно. Судя по тому, что лежит в городских урнах с надписями: «Бумага», «Стекло» и «Пластик», по-настоящему эта тема так и не «заиграла». Эксперты выделяют следующие причины, почему.
Причина 1. Реформа началась «не с того конца». Екатерина Хомич говорит, что начинать внедрение системы раздельного сбора мусора нужно с того, чтобы максимально облегчить воронежцам формирование соответствующей культуры потребления и создать инфраструктуру переработки отходов, а не инфраструктуру их фактического захоронения.
«Не выделяются деньги на организацию пунктов сбора вторсырья, куда люди могут сдать раздельно собранный, готовый к переработке мусор. Не планируется строительство новых перерабатывающих заводов. В планах установка многочисленных контейнеров, но это уже было, и если опять сделать по-прежнему, результат снова будет провальный», – говорит Хомич.
Причина 2. Культура раздельного сбора мусора так и не сформировалась. Хомич утверждает, что потребительское сознание воронежцев устроено таким образом, что им нужно буквально официальное обращение властей: «Мы начали раздельный сбор отходов, тема серьезная и важная». И вот эта коммуникационная конструкция должна сопровождаться постоянной фоновой инфокампанией с максимальной детализацией, что, где и как.
Причина 3. Прежние замыслы оказались экономически несостоятельными. Замминистра ЖКХ и энергетики Воронежской области Наталия Толчеева признает, что несколько лет назад система управления отходами представлялась чем-то необязательным: зачем заниматься логистикой, если можно купить дорогостоящий сепаратор и не утруждать людей детализацией основ раздельного сбора? Ведь машина всё отсортирует. Однако вскоре эти убеждения столкнулись с реальностью – сортировка смешанных отходов оказалась экономически неэффективной.
А чего ждут сами чиновники?
Замминистра Толчеева считает, что сегодня обсуждаемая тема тормозится из-за «нестабильной ситуации на рынке вторичных материальных ресурсов». В качестве одного из главных факторов чиновница называет «нарушение логистических потоков ввиду геополитической обстановки». Впрочем, в профильном министерстве говорят, что сейчас перед ведомством стоят четыре основные задачи:
-
организовать такую инфраструктуру сбора, которая позволит сохранить надлежащее качество вторсырья;
-
обеспечить регион серийными технологиями для переработки мусора;
-
ввести в эксплуатацию достаточное количество мощностей по переработке;
-
сделать продукцию из вторсырья востребованной на рынках сбыта.
По данным министерства, в 2024 году 95,8% всех отходов так и идут на захоронение в землю. Тем временем Центр управления регионом проводит опросы и утверждает, что якобы 50% воронежцев так или иначе уже сортируют мусор. Что-то тут не бьется...
А пока фиксируем, что на внедрение раздельного сбора мусора в регионе власти за последние годы выделили более 1 млрд рублей субсидий, закупили и поставили контейнеры, ведут экопросвещение населения (его результативность оцените сами). Представляется, что это довольно скромные результаты. Улучшатся ли они в ближайшем будущем?
P. S. Весьма показательно, что очередной этап реформы не стали комментировать «Абирегу» частные мусорные операторы. «Вега» некоторое время раздумывала, но в итоге не приняла предложение редакции обсудить данную проблему. А «Экотехнологии» и вовсе сразу отказались наотрез.