Маркетплейсы продолжают завоевывать популярность среди покупателей.
В прошлом году жители Центрального округа на онлайн-покупки потратили практически 2,2 трлн руб. (за 11 месяцев) Такие данные приводит Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). Обозначенные расходы на 11,3% превышают прошлогодний показатель за аналогичный период.
Преимущественно покупки совершаются на внутреннем рынке. Объем локальной торговли увеличился на 12%. Отечественные интернет-компании выручили 2,05 трлн руб. Продолжают поступать товары и из-за рубежа, хотя уже в гораздо усеченном масштабе. Население ЦФО приобрело иностранной продукции на 45,8 млрд руб. Годом ранее совокупные траты складывались в сумму в 57,6 млрд руб.
Интернет-коммерция по регионам
Больше всех на маркетплейсах покупают жители столицы и Московской области. Вместе два региона потратили на онлайн-площадках 1,5 трлн руб. На триллион закупились москвичи, немногим более 500 млрд в кассу добавило население Подмосковья. Жители остальных субъектов, оставаясь дома на мягком диванчике, тратили в диапазоне от 20 до 89 млрд руб.
По сравнению с таким же периодом 2022 г., на треть вырос оборот интернет-торговли в подавляющем большинстве регионов ЦФО. Жители этих субъектов стремительно осваивают удобства и преимущества маркетплейсов и других онлайн-площадок.
Намного скромнее увеличивается выручка продавцов в Воронежской и Московской областях, а также главном российском городе. Но здесь диктует условия эффект высокой базы. Показатели вышли на примерное плато и не будут расти также, как у предыдущих регионов, в которых распространяются точки обслуживания клиентов.
Средний чек
Сумма, с которой покупатель готов расстаться при разовом заказе в интернет-магазине (в него может входить несколько товаров), практически не изменилась. В среднем один житель ЦФО в прошлом году выделял на покупку около 2 тыс. руб. Расходы относительно позапрошлого года увеличивались в пределах от 1 до 18%. Жители шести регионов сократили собственные траты. Особо в экономии средств выделились жители Москвы (-28 п.п.) и Подмосковья (-13 п.п.).
На внутреннем рынке средний размер чека уменьшился на 6% и составил 3,21 тыс. руб. Покупки из-за рубежа стали обходиться дороже на 16%. Среднее значение расходов теперь равняется 772 руб.
Снижение стоимости потребительской онлайн-корзины можно связать с популярностью покупок с применением купонов или промокодов. Кроме того, маркетплейсы захватывают внимание вероятных покупателей благодаря скидкам на товары, дающих молниеносную реакцию и усиленный спрос.
А что приобретают в интернет-магазинах?
Из года в год не меняется перечень товаров, генерирующих наибольший интерес у заказчиков. Доля лидирующей отрасли в общей выручке всех интернет-платформ начинается с 17 п.п.
Дебютировала в списке категория “Цифровые товары”. Выяснилось, что она сразу же вошла топ популярных товаров. На книги в электронном виде, фильмы и подписки в онлайн-кинотеатрах население ЦФО отвело порядка 92 млрд руб. Средний чек находится на уровне 300 руб. внутри страны и 1,5 тыс. руб. на внешнем рынке.
По сравнению с прошлым годом на один процент повысилась доля онлайн-продаж инструментов и садовой техникой. Наоборот, на торговых платформах снизился объем сбыта мебели и товаров для дома (-1,7%), продуктов питания (-0,9%), цифровой и бытовой техники (-3,4%). Продажи остальных категорий товаров не претерпели значимых изменений.
Финансовый оборот за последний год решительно увеличился у аптек (+65 п.п., 17,4 млрд руб.), платформ, торгующих инструментами и садовой техникой (+63 п.п., 73,5 млрд руб.), товарами для творчества (+84 п.п., 36,6 млрд руб.) и разнообразными аксессуарами (+41 п.п., 57,7 млрд руб.). В последнюю группу попадает следующая продукция – сумки, ремни, головные уборы и т.д. На треть подросла реализация спортивных товаров и ювелирных изделий.
Потеряли часть выручки интернет-продавцы подарков и цветов (-5%), цифровой и бытовой техники (-3%), а также книг (-2,8%). Кроме этих трех сфер у остальных заметно увеличение финансового оборота.