Календарь

Ноябрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

14:24, 29.12.2023

Обещания на 2024 год и провальная Петровская набережная в Воронеже – эксперты об итогах в туризме

29.12.2023, 14:24:06 

Воронеж. 29.12.2023. ABIREG.RU – Итоги года – «Абирег» пообщался с экспертами и узнал, как сегодня развивается внутренний туризм в регионах, чего не удалось сделать областным властям в уходящем году и какими проектами нас планируют удивлять в следующем.

Ожидания и реальность

На первый взгляд, прорывным регионом в развитии туризма в 2023 году стала Воронежская область. Власти сообщали сразу о трех крупных многомиллиардных проектах, которые будут реализовываться на территории региона в ближайшие годы. Это развлекательный комплекс «Пальма Парк», туристско-рекреационный комплекс города-спутника Солнечный и многофункциональный туристический комплекс «Ямань Spa Resort». И это лишь известные планы. Как рассказал «Абирегу» глава Министерства предпринимательства, туризма и торговли Сергей Корчевников, сейчас рассматривается появление еще нескольких крупных проектов, в частности санаторно-курортного.

Более того, в Воронеже в следующем году может начать курсировать водный транспорт и запустят туристический поезд Воронеж – Москва, а также будет организована совместная работа с госкорпорацией «Туризм.РФ» и планируется создание туристического кластера на базе Костенок. Также обновят парки «Дельфин» и «Танаис». В общем, работы у министерства и региональных властей в следующем году будет немало. По крайней мере, обещают нам многое.

Но что же получилось у властей в этом году? Здесь картина не такая радужная. Конечно же, сразу стоит вспомнить развитие Петровской набережной, которая, по задумке властей, должна стать своеобразным лицом города. Но есть нюанс. Вспоминается не ее планомерное появление у берегов воронежского водохранилища, а, скорее, постоянные переносы работ по ее обновлению. Напомним, что изначально все работы по первой очереди набережной должны были завершить еще 23 августа. Но как часто это бывает, у подрядчика дела пошли не совсем по плану, и теперь работы будут продолжены лишь в июне 2024 года. И это только первая очередь набережной. Сложно представить, что будет со второй и третьей...

Помимо Петровской набережной в регионе в этом году подобных крупных объектов реализовано не было. При этом Воронежская область получила около 300 млн рублей на создание глэмпингов, эти деньги между собой разделили около 12 компаний. Но появились ли новые места для отдыха? Скорее всего, об этом нам расскажут в следующем году. Также 112 млн рублей регион получил на развитие пляжного отдыха.

Несмотря на то, что в Воронежской области «планов громадье», а реализованных проектов совсем мало, соседние регионы не могут похвастаться даже этим. В Липецкой области, например, есть знаменитый парк «Кудыкина гора», а также несколько ежегодных фестивалей, которых им вполне достаточно. В Белгородской области тоже задумались развивать водный транспорт и активно занимаются обновлением Центральной набережной, а в Курской области, например, запустили многомиллиардный комплекс «Курская битва». А вот в Орловской и Тамбовской областях подобных крупных проектов нет совсем. Но, несмотря на это, там хорошо развиты гастрономические фестивали и событийный туризм.

«Черноземье – это про любовь»

Но всё-таки воронежские власти смогли придумать в этом году, что сможет объединить черноземные регионы (кроме Орловской области) в сфере туризма. Сейчас идет работа над созданием туристической макротерритории «Черноземье», при этом Воронежская область станет столицей этой территории. Ее планируют продвигать с помощью «сердца». Почему? Именно такую форму образуют Курская, Липецкая, Белгородская, Воронежская и Тамбовская области. Поэтому главным девизом продвижения макротерритории станут слова: «Черноземье – это про любовь». Но, опять же, пока это только разработка проекта. Когда же он будет реализован – покажет время.

Депутат Госдумы от Воронежской области Андрей Марков рассказал «Абирегу», что такое взаимодействие между регионами необходимо для более полного раскрытия туристического потенциала не только Черноземья в целом, но и каждой входящей в него области в отдельности.

«Можно формировать единые маршруты, которые будут претендовать на статус национальных, можно строить объединенные общим замыслом музеи, например, та же Засечная черта. Также можно вести совместную информационную кампанию на федеральном уровне, чего, кстати, очень не хватает сегодня. И многое другое. Так что создание такой макротерритории, как Черноземье, – принципиально правильный шаг. Это надо развивать», – рассказал депутат Госдумы.

Нераскрытый потенциал

Как мы видим, в 2023 году развитие (по факту всего лишь планирование) внутреннего туризма стало одним из основных направлений работы властей. Господин Марков рассказал, что сегодня туризм в Черноземье – это «всё еще нераскрытый в нужной мере потенциал». «С одной стороны, кто-то посчитает это негативом, а кто-то увидит возможности для действия. Все регионы прикладывают усилия, чтобы сделать эту отрасль более успешной, все поняли, что отдых граждан – это тоже работа для властей.

Приоритетом, конечно, в работе по этому направлению является законотворческая деятельность. В следующем году, надеюсь, мы с коллегами в Комитете Госдумы по туризму и совместно с Минэкономразвития завершим работу над принципиальными законопроектами, которые нужны туристической отрасли. Это касается обновления профильного закона о туризме, законов о гостевых домах, о курортном или туристическом сборе. Важнейшим является вопрос о будущем национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Наш комитет выступает за продление до 2030 года соответствующей госпрограммы, которая заканчивается как раз в 2024-м. Надеюсь, нужные решения будут приняты руководством страны», – рассказал господин Марков.

Что же касается непосредственно Воронежской области, то в регионе планируют организовать выездное мероприятие комитета совместно с корпорацией «Туризм.РФ», чтобы обсудить вопросы практической реализации проектов по созданию объектов туристической инфраструктуры совместно с государством. «Конечно, буду поддерживать значимые проекты, которые состоятся в области в следующем году. Например, 2-й Международный анимационный фестиваль «Мультпрактика». На мой взгляд, он должен стать визитной карточкой развития креативных и цифровых индустрий и подтвердить нашу заявку на лидерство в этой сфере. И многое другое. Воронежцы, только вперед!» – поделился с «Абирегом» депутат Госдумы.

На сегодняшний день существует большое количество направлений туризма: гастрономический, медицинский, автотуризм и мн. др. «Абирег» также узнал у господина Маркова, чего же не хватает Черноземью в этом направлении и на чем же здесь стоит сделать акцент.

«Путешествие, туризм – это сфера, где человек не просто отдыхает на диване, а выходит за рамки собственной обыденности, где он узнает что-то новое, расширяет границы своего понимания и отношения к окружающему миру. Необычность – суть туризма, вы правильно это подметили. Поэтому любые направления, которые привлекут внимание туриста, можно и нужно развивать. Второе, что важно, туристическая отрасль – это прежде всего предпринимательская инициатива и, если хотите, фантазия, которые он вкладывает в создаваемое предложение для туриста. И это может быть всё что угодно: круизы, походы, музеи, эко-гастро-авто-агро-мото-вело-этно-кино-техно-фото... Этот список вы можете продолжить сами – и поймете, что он практически бесконечный.

И тут стоит вернуться к вопросу о законотворчестве. Мы как раз и хотим в новом законе о туризме предложить такую конструкцию понятия, чтобы оно охватывало все направления деятельности и отношений, возникающих в отрасли, и позволяло государству развивать и поддерживать в итоге каждое из направлений предпринимательской инициативы, которое интересно туристу», – рассказал депутат.

«Ностальгический» туризм и мода на путешествия

«Абирег» также поинтересовался у основателя проекта «Пора путешествовать по России» Геннадия Шаталова, какой необычный вид туризма сегодня стал популярен в Черноземье. «Постепенно набирает обороты такой вид туризма, как «ностальгический». Радует, что некоторые регионы уже уловили тренд на запрос туристов на путешествия по территории проживания своих предков, своего детства и молодости. В некоторых регионах начали активно проводить соответствующие туристические события. В целом сегодня набирает обороты мода на путешествия по России», – пояснил Геннадий Шаталов.

Также в последнее время всё чаще стали говорить о развитии в регионе кинотуризма. Например, глава управления экономического развития Липецкой области Кирилл Дождиков в ходе 8-го Воронежского форума предпринимателей даже заявил, что фильмы про 1990-е пора снимать в регионах Черноземья, а не в Московской области. Однако, по словам господина Шаталова, данное направление туризма еще недостаточно развито, «но при этом оно является очень перспективным».

Также Геннадий Шаталов отметил и некоторые положительные изменения, которые, по его мнению, в будущем поспособствуют развитию туризма в регионе. Это создание Координационного совета при главе администрации Воронежа и назначение Сергея Слабунова советником по туризму мэра Воронежа, активная политика Белгородской области практически во всех направлениях внутреннего туризма и Тамбовской области в событийном туризме, а также проведение в Воронеже первого Фестиваля туристических гастрономических сувениров и первого Туристического медиафорума.

Ложка дегтя в бочке туризма

Как мы видим, эксперты «Абирега» больше всего отметили положительные моменты развития отрасли и не стали акцентировать внимание на проблемах, с которыми сегодня сталкивается туризм. Управляющий партнер парка «Белый колодец», ресторана «1586», «Сабуров Холл» и компании «Биг Ивент», а также общественный советник мэра Воронежа по туризму Сергей Слабунов рассказал о ситуации в этой сфере.

Итоги года для туристической отрасли господин Слабунов разделил на четыре уровня: федеральный, региональный, муниципальный и сфера бизнеса.

«То, что происходит с отраслью на федеральном уровне, очень радует. Ее действительно активно прокачивают и, что самое важное, делают это системно. Во-первых, это гранты и выделение денег во все ключевые точки. Финансирование, безусловно, очень помогает именно быстрому росту, но важно, что много грантов выделяется и на инфраструктурные позиции. Другое дело, что грант – это возможность, за которую надо побороться продуманной заявкой.

Во-вторых, на федеральном уровне запускаются проекты, формирующие трафик. Тут и туристические поезда РЖД, и проекты детского туризма, например «Классная страна». Это тоже отличные возможности, за которые надо бороться.

И третий важный аспект – это программы обучения и развития. Но в этом всем есть нюанс. Система распределения этих трех возможностей выстроена через органы исполнительной власти субъектов. Соответственно, мы получаем достаточно жесткую конкуренцию регионов за эти ресурсы и возможности. Кто и как участвует в этой конкуренции, не подсвечивается объективно, потому что каждый гордится своими разнокалиберными успехами, не сводя всё воедино. Есть ощущение, что понимания объективной картинки в принципе нет на региональном уровне. Насколько она есть на федеральном уровне, я не знаю», – рассказал бизнесмен.

Что же касается уровня субъектов, то тут, по мнению господина Слабунова, итоги года более профессионально могут подвести в профильном министерстве, но всё-таки высказался о том, что ему известно. «Наш регион получил около 400 млн в виде грантов, из них около 300 млн рублей было выделено на глэмпинги. При этом это был самый «стремительный» и таинственный грант, победители которого до сих пор (хотя уже прошло более полугода) публично не озвучены. Новых игроков на рынке не стало заметно, хотя проекты по стандартным срокам гранта уже должны быть или реализованы, или находиться в завершающей стадии. Но вообще тема глэмпингов сегодня перегрета. Надо понимать, что цифры Воронежа по заполняемости КСР (коллективное средство размещение) – на уровне 37%. У нас точно проблема туризма не в недостатке номерного фонда.

Чуть более 100 млн рублей было выдано грантами на пляжи. Крайне грустно, что этот грант фактически выдали осенью и отчитаться за него надо в начале января. Чревато проблемами со стройками у всех пляжей. Но инициатива важная», – поделился мнением господин Слабунов.

Самым «грустным» проектом по итогам уходящего года бизнесмен назвал Петровскую набережную: «Надеюсь, вторая очередь (она симпатичная на проекте) исправит послевкусие от первой». Интересным проектом, по его мнению, стал конкурс вокруг Костенок, однако здесь неизвестно, закончится ли всё так же хорошо, как начиналось. В плане федерального продвижения из коммерческих проектов хорошо развиваются Farm&Village, «Нелжа» и «Белый колодец».

«Абирег» также пообщался с Сергеем Корчевниковым и попробовал у него узнать, что же не удалось региональным властям в этом году. В данном вопросе он был короток. «Мы не отстаем в плане продвижения туризма, мы неполноценно обозначены на карте России в этом плане. Понятно, что любое продвижение – это, прежде всего, затраты. Они нужны, чтобы участвовать в международных выставках, чтобы печататься в тематических изданиях. Таких мероприятий нужно делать больше. И нам для этого, конечно, нужно рассмотреть вопрос об увеличении бюджета. Надеюсь, что когда-нибудь этот вопрос решится положительно. Также иногда одной из проблем становится земельный вопрос. Когда на том или ином участие нельзя реализовать проект, приходится искать альтернативные варианты, которые затягивают процесс», – рассказал министр.

Ирина Коротких

просмотров: 1281

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.