20.12.2023, 08:02:20
Воронеж. 20.12.2023. ABIREG.RU – Итоги года – 2023 год заставил IT-сектор адаптироваться к условиям, которые ему оставил 2022 год. Релокация квалифицированных кадров, уход ряда зарубежных компаний и переход на отечественное оборудование и компоненты. Но всё это так же стало серьезным толчком для стабилизации и развития отрасли, которое происходит весьма стремительно. Подводя итоги года, «Абирег» проанализировал состояние IT-рынка вместе с экспертами и узнал, какое будущее ждет эту сферу в 2024 году.
Сейчас эксперты прогнозируют внушительный рост в данной сфере. Объем рынка России, включая софт, услуги по разработке и техподдержке, а также оборудование, вырастет до 7 трлн рублей к 2030-му. При этом в 2023 году объем составлял 3 трлн рублей. Такие цифры приводят аналитики компании Strategy Partners. При этом доля отечественных разработчиков в различных сегментах возрастет с 50% в 2023 году до 90% к 2030 году. Интересно, что, несмотря на все санкции и вызванные ими проблемы, за последние годы российский рынок IT рос быстрее мирового на 12%.
Адаптация, толчок... поехали
С мнением о том, что российский рынок действительно смог адаптироваться к новым условиям, согласились и эксперты, с которыми пообщался «Абирег». Технический директор воронежской компании ITentika Александр Чиченин рассказал, что в 2023 году рынок смог значительно стабилизироваться. «Вернулись многие квалифицированные специалисты. Процесс импортозамещения получил необходимый толчок. Многим компаниям удалось успешно справиться с реорганизацией и занять освободившиеся ниши рынка или даже создать новые.
В этом году, очевидно, выстрелили CRM (способ управления взаимоотношениями с клиентами и оптимизации бизнес-процессов – прим. ред.) и ERP (стратегии управления бизнесом – прим. ред.) системы. Дело в том, что исторически большинство дочерних компаний и франшиз пользовались зарубежными аналогами таких систем. Но в то же время большое число независимых российских компаний многие годы успешно пользовались нашими аналогами. Возросший спрос на эти продукты в комбинации с уже проверенными и стабильными решениями позволил разработчикам быстро адаптировать их под новых клиентов. Зачастую эти продукты справляются с задачами даже лучше своих предшественников», – рассказал господин Чиченин.
Эксперт ITentika также рассказал, что в бизнес-сегменте сегодня уже доступно много аналогов зарубежного программного обеспечения (ПО), которые зачастую подходят компаниям даже больше замещенных вариантов, потому что лучше интегрированы с российскими сервисами и законодательством. Помимо этого, эксперт отметил и онлайн-сервисы, которыми пользуются одновременно жители как дружественных, так и не очень дружественных стран. Несмотря на то, что здесь нет технических проблем с замещением, есть сегментация пользовательской базы. «Очень сильно это затрагивает и игровую индустрию, так как российскому разработчику пока трудно найти рынок и инструменты для сбыта своей продукции. Кроме того, стоит отметить проблемы с замещением «прошивок» для зарубежного оборудования, так как его разработчики (даже дружественные) обычно не дают доступа к документации и инструментарию разработки такого программного обеспечения. Это очень чувствительно [и для] индустрии автомобилестроения», – рассказал Александр Чиченин.
Но, как и в любой отрасли, не обошлось и без ложки дегтя. «К негативным тенденциям я бы отнес излишнюю конкуренцию со стороны крупных игроков, для которых IT ранее даже не являлось профильным направлением. Эти компании зачастую способны предложить специалистам (всех уровней) очень высокий уровень заработной платы, финансируя это за счет своего основного бизнеса. Это приводит к тому, что профильным IT-компаниям небольшого или среднего размера иногда сложнее найти высококвалифицированные кадры или выстроить маржинальный бизнес», – считает эксперт.
Генеральный директор компании «Софт-Юнион», а также Уполномоченный по правам предпринимателей Белгородской области Владислав Епанчинцев считает, что сегодня IT-рынок «тащит вперед импортозамещение». «Там, где работаю я, происходит массовый переход с SAP на 1С, в других отраслях, насколько мне известно, идут сходные процессы. Это очень здорово не только тем, что отечественные айтишники больше зарабатывают, но и тем, что отрасль получает большой опыт на поле, ранее занятом иностранными компаниями. Когда придет время, этот опыт можно будет использовать уже для заграничной экспансии. Что касается прорывных отраслей, то это, конечно же, развитие технологий искусственного интеллекта.
Из негативного – это, конечно, неимоверно раздутые зарплаты программистов. Я не спорю, есть спецы, которые достойны самой высокой зарплаты. Но, в общем, в отрасль за, что называется, длинным рублем идет очень большое количество людей, далеких от программирования. Некоторые из них органически не способны программировать, я уж не говорю о глубоком понимании процессов. Но ситуация такова, что и такие ребята находят высокую зарплату. Что еще больше «разогревает» зарплаты у более квалифицированных спецов. Это очень негативный тренд для небольших компаний: конкурировать зарплатами с условным «Газпромом» способны далеко не все», – уверен господин Епанчинцев.
Генеральный директор «Софт-Юнион» добавил, что в России страдает сфера микроэлектроники. «Что касается софта, то импортозаместить мы можем абсолютно всё. Другое дело – микроэлектроника и производство чипов. Тут уйдут десятилетия. Если повезет – годы. Потому что даже для того, чтобы освоить существующие технологии, не говоря уже о разработке новых, нужно огромное количество квалифицированных инженеров. И это мне видится государственной задачей номер один. Как сказал один из руководителей нашей страны в свое время, «мы отстали от передовых стран на 50-100 лет, мы должны пробежать это расстояние в 10 лет». Сейчас реалии несколько другие, но скорость и управляемость процессом нужны беспрецедентные», – считает эксперт.
Главный IT-эксперт транспортной компании Владимир Сынчак считает, что основная победа отрасли в 2023 году – тот факт, что она действительно-таки развивается. «Сейчас появляются самобытные решения, которые порой имеют интересные результаты. В частности это касается дроностроения. Наши спецы умудрились создать такие решения, которые при санкциях стали массовыми, а значит, появился кадровый задел, это сулит новую волну освоения Севера и Дальнего Востока, так как не только для военно-промышленного комплекса это работает, но и для логистики по нашим бескрайним просторам.
Если говорить про негативные тенденции: <...> вместо импортозамещения некоторые производители наловчились умело обходить требования, из-за чего отечественные производители, которые реально делают местный продукт, порой оказываются в проигрышной ситуации. Помимо этого, Россия прекрасно справляется с импортозамещением программных продуктов, а вот материальная база хромает, особенно микроэлектроника», – считает Владимир Сынчак.
Согласен с коллегами и инженер Big Data одной из международных IT-компаний Николай Харин: «У нас могло быть два сценария развития, после того как с Россией случились санкции. Мог быть период стагнации, когда оставшиеся в стране айтишники продолжали бы держать на себе рынок, развиваясь в никуда. А второй сценарий – что после случившегося «шторма» российская IT-отрасль начнет развиваться, пытаясь создавать аналоги и свои продукты. К счастью, мы видим второй вариант. Если 2022 год был периодом встряски, когда люди еще не привыкли к тому, что происходит, то в 2023 году мы уже научились с этим жить. У нас начало работать импортозамещение. Например, уже есть несколько вариантов операционных систем, которые могут заменить Microsoft. Помимо этого, у нас одни из лучших банковских приложений, приложений доставки и те же «Госуслуги», интернет-магазины и голосовые помощники, например «Алиса». То же самое и с техникой. Российская «айтишка», вместо того чтобы развалиться, как на это надеялся Запад, начала взлетать».
Кадровый вопрос
Как и любая сфера, IT-отрасль столкнулась с кадровыми проблемами: одновременно и с перенасыщенностью, и с голоданием. Это в первую очередь, по словам различных экспертов, связано с тем, что квалифицированных кадров стало катастрофически мало, а плохо разбирающихся в программировании специалистов – безумно много. Но существуют и иные мнения на этот счет.
Александр Чиченин считает, что если смотреть на рынок в целом, то он не перенасыщен. Тем не менее по некоторым технологиям и, особенно, уровням квалификации перенасыщение чувствуется. «Дело в том, что большинство компаний пока не научилось эффективно использовать начинающих разработчиков с небольшим опытом командной работы или технических квалификаций. Значит, вакансий для джунов меньше, чем начинающих специалистов в поисках работы. Мы считаем это направление перспективным и в 2023 году начали развивать собственную стажерскую программу. Если говорить об опытных специалистах, то в этом сегменте рынок достаточно сильно перегрет», – рассказывает эксперт.
Что же касается возвращения бОльшего числа специалистов, которые уехали за границу, то господин Чиченин уверен – кто хотел вернуться, уже вернулся. «Вероятнее всего, при благоприятном стечении обстоятельств многие будут возвращаться в ближайшие несколько лет, но предпосылок к массовому возвращению я в данный момент не вижу. Поэтому нужно, с одной стороны, работать над созданием благоприятных условий для возвращения специалистов, а с другой стороны, активно готовить на замену уехавшим новые кадры, которые будут обучены и подготовлены к работе в условиях российского рынка», – пояснил специалист.
Николай Харин считает, что рынок перенасыщен молодыми сотрудниками, которые ничего не умеют. «Но они ищут работу. А компании, напротив, ищут уже опытные кадры. Но люди именно сейчас очень требуется, потому что Россия активно занимается импортозамещением. На фоне санкций страну покинуло большое количество умов – именно квалифицированные спецы, у которых есть деньги, чтобы жить в другой стране. В ближайшем будущем, я думаю, они не вернутся. Большинство из них работает на международные компании, где зарплата выше, чем в России, примерно в два раза. Люди не вернутся. Но, если они увидят какую-то перспективу и возможности в России, то вот здесь уже можно будет подумать», – уверен эксперт.
Господин Епанчинцев считает, что нехватка в отрасли, конечно, существует. Поэтому он сделал интересное и, возможно, смелое предположение. «Люди, не нашедшие себя в IT, будут уходить в другие отрасли и становиться сварщиками, карщиками или трактористами. Поживем – увидим. Но я не ожидаю, что много кадров вернется. Как не ожидаю, что никто не вернется. На мой взгляд, такой проблемы не существует. Во-первых, уехало не очень большое количество специалистов, а во-вторых... Ну какая разница, где территориально находится человек, особенно айтишник, в XXI веке? Зачем им непременно быть здесь, чтобы работать на российские компании?» – считает генеральный директор.
Мир, дружба, IT
Если сделать небольшой вывод из общения с экспертами, то он будет следующим – Россия может заместить в IT абсолютно всё. Но, как и в любой другой сфере, нужны друзья... Ведь правда? «Абирег» поинтересовался у экспертов, с кем сегодня может сотрудничать Россия.
«В первую очередь я бы выделил страны БРИКС и, в особенности, ближневосточные страны: спрос на IT там уже сейчас достаточно высокий и продолжает расти. На второе место я бы поставил страны Африки и Северную Корею: спрос там даже больше, чем на Ближнем Востоке, но, очевидно, пока не хватает финансирования. Китай я бы поставил на третье место, так как, несмотря на высочайший спрос, своих разработчиков там сейчас хватает. Тем не менее некоторые общие технологии и наработки могут быть полезны обеим странам. Кроме того, если отношения в сфере строительства, инфраструктуры и логистики будут развиваться, это, скорее всего, приведет и к развитию сотрудничества в IT», – считает Александр Чиченин.
Владимир Сынчак рассказал, что сейчас Россия очень плотно сотрудничает с Китаем, Индией, Ираном и ОАЭ. «Это заметно по некоторым мероприятиям, где появляются специалисты из этих стран. По факту IT обслуживает другие отрасли, и косвенно видно, что сейчас остро стоит вопрос логистики и связей информационных систем. Думаю, еще непаханое поле – это страны Африки и Южной Америки», – предполагает эксперт.
А вот Николай Харин отметил станы СНГ. «Многие отечественные компании позволяют своим сотрудникам работать именно из этих стран. Они обмениваются опытом, сотрудниками, ведут совместные проекты. Еще можно отметить Китай, который по отношению к России очень дружественен. Я вижу с ними общее IT-будущее. Также потенциальные партнеры – это ОАЭ и Саудовская Аравия», – сообщил эксперт.
2024 год – взлет или падение?
Эксперт ITentika считает, что, несмотря на существующие проблемы, в 2024 году рынок продолжит стабилизироваться и расти. «Некоторым компаниям удастся наладить или углубить сотрудничество с производителями оборудования из дружественных стран и улучшить процесс глубокой русификации ПО для этого оборудования. Можно осторожно надеяться и на появление небольших стартапов и игровых студий, что позволит получить им необходимый «боевой» опыт и технические навыки. Многие компании при этом начнут инвестировать в развитие молодых специалистов, получая самостоятельно или перенимая навыки эффективного управления командами со смешанными уровнями квалификаций и технологий», – рассказал технический директор ITentika.
Владимир Сынчак коротко ответил на вопрос «Абирега» о будущем отрасли: «В 2023-м всё стабилизировалось, и 2024-й, скорее всего, не предрекает чего-то сверхъестественного. По сути, это будет год реализации того, что было спланировано в 2023-м. А для новых начинаний, возможно, уже не будет хватать ресурсов».
Николай Харин делает ставку на развитие искусственного интеллекта и умные системы. «Нас ждет хороший толчок в этом направлении. Если будет развиваться он, то будет развиваться и «железо». 2024 год покажет, что Россия может создавать в этом направлении что-то крутое. «Терминатора», конечно, пока ждать не стоит, но что-то интересно точно будет», – прогнозирует эксперт.
Ирина Коротких