Эксперты АНО "Агентство региональных социально-экономических проектов" провели опрос населения на тему реализации социальных контрактов на территории Воронежской области.
Для повышения эффективности государственной социальной помощи гражданам, оказавшимся у черты бедности, действует новая социальная технология – государственный социальный контракт для улучшения положения бедных семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Государственная помощь на основании социального контракта - это новый целевой вид социальной помощи малоимущим гражданам, призванный стимулировать их для поиска выхода из сложной жизненной ситуации, повышать экономическую активность и социальный статус.
Социальный контракт был введен философами – основоположниками современной системы права – Г. Гроцием, Т. Гоббсом, С. Пуфендорфом и Дж. Локком, как объяснение двух вещей: исторического происхождения суверенной власти и морального происхождения принципов, которые делают суверенную власть справедливой или законной. Она часто ассоциируется с либеральной традицией в политической теории, поскольку предполагает фундаментальную свободу и равенство всех тех, кто вступает в политическое соглашение, и связанные с этим права, вытекающие из принципов базовой свободы и равенства. Исходя из этой отправной точки, часто концептуализируемой через метафору «состояния природы», теория социального контракта развивает учет политической легитимности, основанный на идее, что свободные и равные люди не имеют права осуществлять власть друг над другом, кроме как в соответствии с принципом взаимного согласия.
Социальный контракт фиксирует консенсус, иногда построенный на явном согласии, иногда на молчаливом согласии, а иногда он действует как гипотетический отчет о том, на что партнеры должны согласиться, если они эффективно рассуждают. Ж.-Ж. Руссо предпринял попытку консенсуса гипотетического отчета с идеей «общей воли» (где партнеры достигают консенсуса, отдавая предпочтение своим коллективным интересам над их конкретными заинтересованностями) и «воли всех» (где конкретные интересы партнеров объединяются без учета коллективных интересов).
Далее Дж. Роулз продолжил развивать аргумент Руссо, сформулировав аналогичную позицию о так называемой «завесе невежества» (за которой партнеры выводят принципы справедливости без какого-либо знания социального, политического или экономического статуса, который они могут занимать в обществе, которое они представляют). И для Руссо, и для Роулза эти концепции выступают не как эмпирические объяснения того, как люди рассуждают, а как нормативные объяснения того, как они должны рассуждать.
Теория социального контракта вытекает из принципа базовой свободы и равенства, но генеалогия идеи возникает как альтернатива критике доминирующей теории политической легитимности в средневековой Европе. В условиях вызовов XXI века в число важнейших приоритетов общественной жизни входит совершенствование социальной сферы. Для максимального приближения государственной социальной политики к адресатам помощи и оказания своевременной поддержки малоимущим гражданам, обладающим трудовым потенциалом, разработана технология социального контракта.
Роль прикладных социологических исследований в процессе реализации технологии социального контракта. Для того, чтобы процесс реализации технологии социального контракта в России и ее регионах проходил эффективно и продуктивно, необходимы постоянные социологические опросы граждан, заключивших социальный контракт с органами социальной защиты, которые бы показывали социальное самочувствие и ожидание новых генераций. В рамках этой цели на территории городского округа город Воронеж социологической службой АНО «Агентство региональных социально – экономических проектов» был проведен опрос граждан, заключивших социальный контракт с органами социальной защиты в г. Воронеже.
Государственная социальная помощь означает предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, иным категориям граждан социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Она может оказываться на основании социального контракта, который представляет собой соглашение, заключаемое между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина. В соответствии с соглашением, орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин – реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам для стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В социальном контракте должны быть установлены:
- предмет социального контракта;
- права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи;
- виды и размер государственной социальной помощи;
- порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта;
- срок действия социального контракта;
- порядок изменения и основания прекращения социального контракта.
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, в которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся:
- поиск работы;
- прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;
- осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; ведение личного подсобного хозяйства;
- осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
В рамках проведенного исследования было опрошено 322 человека, решивших открыть собственное дело в рамках поддержки, полученной по средствам социального контракта. Большая часть респондентов узнала о данной мере поддержки от сотрудников учреждений социальной защиты (38,51%), из СМИ (36,02%), из социальных сетей (18,26%) и от родственников лишь 7,21%.
Общее распределение ответов респондентов
|
Вопрос
|
Варианты ответа
|
Результат, %
|
1. Из каких источников Вы узнали о социальном контракте?
|
1. От сотрудников учреждений социальной защиты
|
38,51
|
2. Из СМИ
|
36,02
|
3. Из социальных сетей
|
18,26
|
4. От родственников
|
7,21
|
Абсолютное большинство респондентов данной категории находятся в условиях действия социального контракта более полугода (68,32%), до 6 месяцев (22,36%) и до 3 месяцев (9,32%).
Общее распределение ответов респондентов
|
Вопрос
|
Варианты ответа
|
Результат, %
|
2. Какое время Вы находитесь в условиях действия социального контракта?
|
1. До 3 месяцев
|
9,32
|
2. До 6 месяцев
|
22,36
|
3. Более полугода
|
68,32
|
Средства на социальные контракты выделяются из регионального бюджета. С 2020 года они софинансируются из федерального бюджета. Правительство утвердило Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств регионов, возникающих при оказании гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта. К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая в соответствии с региональными нормативными правовыми актами мероприятия:
- по поиску работы;
- прохождению профессионального обучения или получению дополнительного профессионального образования;
- осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности;
- осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
Под иными понимаются мероприятия, направленные на оказание государственной социальной помощи, для удовлетворения текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, лекарственных препаратов, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, стимулировании ведения здорового образа жизни, для обеспечения потребности семей в услугах дошкольного образования.
Абсолютное большинство респондентов (граждан, решивших открыть собственное дело в рамках поддержки через социальный контракт) удовлетворены полученной суммой в рамках реализации социального контракта («достаточно» 74,53% и «скорее достаточно» 12,42%). Вариант «скорее недостаточно» выбрали 7,46% опрошенных, 5,59% затруднились ответить на данный вопрос.
Общее распределение ответов респондентов
|
Вопрос
|
Варианты ответа
|
Результат, %
|
3. Достаточно ли средств Вы получили для реализации социального контракта?
|
1. Достаточно
|
74,53
|
2. Скорее достаточно
|
12,42
|
3. Скорее недостаточно
|
7,46
|
4. Совершенно недостаточно
|
0
|
5. Затрудняюсь ответить
|
5,59
|
Большинство граждан, решивших открыть собственное дело в рамках поддержки через социальный контракт, обращались за консультацией по процессу реализации социального контракта в органы социальной защиты г. Воронежа (72,05%), лишь 27,95% с этой целью обратились с центры «Мой бизнес». В рамках консультации они могли получить информацию об условиях, видах, размере, периоде оказания, порядке назначения, финансировании государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта, о порядке определения состава малоимущей семьи и ее доходов.
Общее распределение ответов респондентов
|
Вопрос
|
Варианты ответа
|
Результат, %
|
4. Кто консультировал Вас в рамках социального контракта?
|
1. Сотрудники соцзащиты
|
72,05
|
2. Сотрудники центра "Мой бизнес"
|
27,95
|
При ответе на вопрос о расширении бизнеса мнение опрошенных граждан, решивших открыть собственное дело в рамках поддержки через социальный контракт, разделилось, так 23,6% скорее не готовы, 9,94% скорее готовы, 7,45% готовы, 4,97 совершенно не готовы, а более половины респондентов (54,04%) затруднились дать ответ на поставленный вопрос.
Общее распределение ответов респондентов
|
Вопрос
|
Варианты ответа
|
Результат, %
|
5. Готовы ли Вы к расширению своего бизнеса?
|
1. Готов
|
7,45
|
2. Скорее готов
|
9,94
|
3. Скорее не готов
|
23,6
|
4. Совершенно не готов
|
4,97
|
5. Затрудняюсь ответить
|
54,04
|
Стоит отметить, что программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта. Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации. Срок может быть продлен органом социальной защиты населения по основаниям, установленным региональным нормативным правовым актом.
В опросе участвовало 70,19% граждан, решивших открыть собственное дело в рамках поддержки через социальный контракт, с действующим контрактом и 29,81% с закрытым.
Общее распределение ответов респондентов
|
Вопрос
|
Варианты ответа
|
Результат, %
|
6. У Вас действующий контракт или закрытый?
|
1. Действующий
|
70,19
|
2. Закрытый
|
29,81
|
Наиболее значимым был вопрос об эффекте, который был получен в результате заключения социального контракта, для респондентов, решивших открыть собственное дело. Более 80% опрошенных ответили положительно (80,75% «да, стал» и 8,7% «скорее стал»), отрицательно ответили более 5% (4,97% «скорее не стал» и 0,92% совершенно не стал»), 4,66% затруднились с ответом на поставленный вопрос.
Общее распределение ответов респондентов
|
Вопрос
|
Варианты ответа
|
Результат, %
|
7. Стал ли для Вас социальный контракт хорошей стартовой возможностью для улучшения материально-бытовых условий?
|
1. да, стал
|
80,75
|
2. Скорее стал
|
8,7
|
3. Скорее не стал
|
4,97
|
4. Совершенно не стал
|
0,92
|
5. Затрудняюсь ответить
|
4,66
|
Необходимость применения социального контракта получила свое отражение в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. В Послании от 20 февраля 2019 года отмечается, что, в соответствии с социальным контрактом, государство оказывает гражданам помощь в трудоустройстве, повышении квалификации, предоставляет семье финансовые средства на организацию подсобного хозяйства, небольшого собственного дела. Предлагается индивидуальная программа поддержки с учетом конкретной ситуации. Человек, который берет ресурсы, одновременно берет на себя определенные обязательства: пройти переобучение, найти в соответствии с этим работу, обеспечивать свою семью, детей устойчивым доходом. В мире такой механизм действует и работает достаточно эффективно. Для тех людей, кто действительно стремится изменить свою жизнь, социальный контракт дает возможность сделать это. По экспертным оценкам, за 5 лет такой поддержкой смогут воспользоваться более 9 млн человек.
В Послании от 15 января 2020 года Президент отметил, что социальный контракт должен стать индивидуальной программой повышения доходов и качества жизни для каждой нуждающейся семьи. В его рамках государство будет предоставлять гражданам регулярные выплаты, помощь по переобучению и повышению квалификации, содействие в трудоустройстве, открытии небольшого собственного дела. Государство и общество ожидают от граждан активного участия в решении собственных проблем по трудоустройству, ответственному выполнению своих обязанностей по отношению к детям и другим членам семьи.
Регионы внедряют социальный контракт, однако, его эффективность низкая, на снижение бедности и повышение доходов семей его влияние слабое. Показателем эффективности работы будет не количество заключенных социальных контрактов, а реальное снижение бедности.
Общее распределение ответов респондентов
|
Вопрос
|
Варианты ответа
|
Результат, %
|
8. Как Вы считаете, что нужно для совершенствования социального контракта?
|
1. Дополнительное финансирование
|
18,32
|
2. Обучение населения
|
28,88
|
3. Больше информации о контракте
|
9,32
|
4. Все в порядке
|
43,48
|
В целях совершенствования социального контракта опрошенные граждане, решившие открыть собственное дело, отмечают необходимость обучения населения (28,88%), дополнительное финансирование (18,32%), а также большее информации в свободном доступе о контракте (9,32%). При этом 43,48% опрошенных выразили мнение о том, что дополнительные меры не актуальны.
Следующей группой респондентов являются граждане, находящиеся в поисках работы в рамках заключенного социального контракта, в количестве 271 человек. Для данной группы была составлена персонализированная анкета с вопросами, отличающимися от вопросов, задаваемых гражданам, решившим открыть собственное дело в рамках поддержки через социальный контракт. Так 71,59% респондентов второй группы узнали о социальном контракте от сотрудников учреждений социальной защиты, 20,3% из СМИ, 8,11% от родственников.
Общее распределение ответов респондентов
|
Вопрос
|
Варианты ответа
|
Результат, %
|
1. Из каких источников Вы узнали о социальном контракте?
|
1. От сотрудников учреждений социальной защиты
|
71,59
|
2. Из СМИ
|
20,3
|
3. Из социальных сетей
|
8,11
|
4. От родственников
|
0
|
5. Из других источников
|
0
|
Необходимо отметить наличие определенного алгоритма оказания государственной помощи на основании социального контракта, который можно представить следующим образом: заявление - собеседование - обследование (анализ ситуации) - принятие решения (разработка проекта программы социальной адаптации) - заключение социального контракта - исполнение социального контракта - анализ эффективности исполнения социального контракта (оценка результата изменений).
Наличие алгоритма действий по оказанию помощи и инструментария позволяет говорить о технологии социального контракта, основными принципами реализации которой являются: добровольность участия; обязательность исполнения условий социального контракта; индивидуальный подход при составлении программы социальной адаптации; целевой характер оказания помощи.
При ответе на вопрос «Достаточно ли для Вас времени для поиска работы?» мнение респондентов (граждан, находящихся в поисках работы в рамках заключенного социального контракта) разделилось таким образом: 34,69% ответили скорее достаточно, 28,05% скорее недостаточно, одинаковое количество респондентов выбрали «достаточно» (17,34%) и «совершенно недостаточно» (17,34%), 2,58% затруднились ответить на поставленный вопрос.
Общее распределение ответов респондентов
|
Вопрос
|
Варианты ответа
|
Результат, %
|
2. Достаточно ли для Вас времени для поиска работы?
|
1. Достаточно
|
17,34
|
2. Скорее достаточно;
|
34,69
|
3. Скорее недостаточно
|
28,05
|
4. Совершенно недостаточно
|
17,34
|
5. Затрудняюсь ответить
|
2,58
|
При этом большая часть респондентов (76,01%) не проходили обучение в рамках социального контракта, лишь 23,99% ответили положительно на заданный вопрос.
Общее распределение ответов респондентов
|
Вопрос
|
Варианты ответа
|
Результат, %
|
3. Прошли ли Вы обучение в рамках социального контракта?
|
1. Да
|
23,99
|
2. Нет
|
76,01
|
Абсолютное большинство граждан, находящихся в поисках работы в рамках заключенного социального контракта, (81,18%) не продолжают трудовую деятельность в настоящее время, лишь 18,82% работают.
Общее распределение ответов респондентов
|
Вопрос
|
Варианты ответа
|
Результат, %
|
4. Продолжаете ли Вы сейчас трудовую деятельность?
|
1. Да
|
18,82
|
2. Нет
|
81,18
|
В опросе участвовало 78,6% граждан, находящихся в поисках работы в рамках заключенного социального контракта, с действующим контрактом и 21,4% с закрытым.
Общее распределение ответов респондентов
|
Вопрос
|
Варианты ответа
|
Результат, %
|
5. У вас контракт действующий или закрытый?
|
1. Действующий
|
78,6
|
2. Закрытый
|
21,4
|
На вопрос «Стал ли Для Вас социальный контракт хорошей стартовой возможностью для улучшения материально-бытовых условий?» 45,39% респондентов ответили «да, стал»; 21,77% «скорее, не стал»; 15,87% «скорее, стал»; 10,33% «нет, не стал»; 6,64% «затрудняюсь ответить».
Общее распределение ответов респондентов
|
Вопрос
|
Варианты ответа
|
Результат, %
|
6. Стал ли Для Вас социальный контракт хорошей стартовой возможностью для улучшения материально-бытовых условий?
|
1. Да, стал
|
45,39
|
2. Скорее, стал
|
15,87
|
3. Скорее, не стал
|
21,77
|
4. Нет, не стал
|
10,33
|
5. Затрудняюсь ответить
|
6,64
|
Один из путей повышения результативности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта является усиление её адресности, а также эффективность использования финансовых ресурсов по разделу «социальная политика» за счет их концентрации на оказание данного вида помощи.
Таким образом, технология социального контракта направлена на активные действия граждан в целях получения постоянного дохода от трудовой, индивидуальной предпринимательской или иной деятельности. Получатели государственной социальной помощи, выполняя условия программы социальной адаптации, предусмотренной социальным контрактом, выходят на более высокий уровень жизни за счет получения социальных услуг и адресной материальной помощи на проведение целевых мероприятий.
Граждане, находящие в поисках работы в рамках заключенного социального контракта, считают, что для совершенствования социального контракта необходимо больше информации в соцсетях (21,03%) и о процедуре (4,06%), увеличить финансовую поддержку (7,75%), нужны обучающие курсы (6,64%), но большая честь респондентов (60,52%) затруднились с ответом на данный вопрос.
Общее распределение ответов респондентов
|
Вопрос
|
Варианты ответа
|
Результат, %
|
7. Как Вы считаете, что нужно для совершенствования социального контракта?
|
1. больше информации о процедуре
|
4,06
|
2. Нужны курсы
|
6,64
|
3. Больше информации в соцсетях
|
21,03
|
4. Увеличить финансовую поддержку
|
7,75
|
5. Затрудняюсь ответить
|
60,52
|
Третьей группой респондентов являются граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации и получающие помощь в рамках социального контракта, в количестве 288 человек. Для данной группы была составлена персонализированная анкета с вопросами, отличающимися от вопросов, задаваемых гражданам, решившим открыть собственное дело в рамках поддержки через социальный контракт, и гражданам, находящимся в поисках работы в рамках заключенного социального контракта. Так 37,15% респондентов третей группы узнали о социальном контракте от сотрудников учреждений социальной защиты, 34,38% из СМИ, 20,14% из социальных сетей, 6,94% от родственников, 1,39% из других источников.
Общее распределение ответов респондентов
|
Вопрос
|
Варианты ответа
|
Результат, %
|
1. Из каких источников Вы узнали о социальном контракте?
|
1. От сотрудников учреждений социальной защиты
|
37,15
|
2. Из СМИ
|
34,38
|
3. Из социальных сетей
|
20,14
|
4. От родственников
|
6,94
|
5. Из других источников
|
1,39
|
Абсолютное большинство респондентов (граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и получающих помощь в рамках социального контракта) данной категории находятся в условиях действия социального контракта более полугода (64,58%), до 6 месяцев (25%) и до 3 месяцев (10,42%).
Общее распределение ответов респондентов
|
Вопрос
|
Варианты ответа
|
Результат, %
|
2. Какое время Вы находитесь в условиях действия социального контракта?
|
1. До 3 месяцев
|
10,42
|
2. До 6 месяцев
|
25
|
3. Более полугода
|
64,58
|
В опросе участвовало 69,44% граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и получающих помощь в рамках социального контракта, с действующим контрактом и 30,56% с закрытым.
Общее распределение ответов респондентов
|
Вопрос
|
Варианты ответа
|
Результат, %
|
3. У вас контракт действующий или закрытый?
|
1. Действующий
|
30,56
|
2. Закрытый
|
69,44
|
В нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации определены различные критерии назначения помощи, а также направления её предоставления и размеры денежных выплат. Форма и сроки действия социального контракта также установлены региональным законодательством.
Государственная помощь на основании социального контракта предоставляется исключительно на осуществление мероприятий, закрепленных в законодательстве. Анализ региональной нормативно-правовой базы показал, что перечень данных мероприятий является открытым и определяется экономическими возможностями региона. К данным мероприятиям отнесены: поиск работы; прохождение профессионального обучения и дополнительного образования; осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; ведение личного подсобного хозяйства; осуществление ремонта жилья; добровольное лечение от алкогольной (наркотической) зависимости; заключение соглашения по погашению задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг; обеспечение посещения детьми школы, дошкольных образовательных организаций.
В рамках социального опроса было выявлено, что 24,95% граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и получающих помощь, приобрели за полученные в рамках социального контракта средства бытовую мебель, 23,95% школьные принадлежности, 23,93% детские товары, 10,07% бытовую технику и 17,1% одежду и обувь.
Общее распределение ответов респондентов
|
Вопрос
|
Варианты ответа
|
Результат, %
|
4. Что Вы приобрели за полученные в рамках социального контракта средства?
|
1. Бытовую мебель
|
24,95
|
2. Бытовую технику
|
10,07
|
3. Одежду, обувь
|
17,1
|
4. Детские товары
|
23,93
|
5. Школьные принадлежности
|
23,95
|
Наиболее значимым был вопрос об эффекте, который был получен в результате заключения социального контракта, для респондентов, находящихся в трудной жизненной ситуации и получающих помощь. Более половины опрошенных ответили положительно (42,01% «да, удалось» и 32,64% «скорее удалось»), отрицательно ответили более 7% (7,99% «скорее не удалось»), 17,36% затруднились с ответом на поставленный вопрос.
Общее распределение ответов респондентов
|
Вопрос
|
Варианты ответа
|
Результат, %
|
5. С помощью социального контракта удалось ли Вам переломить трудную жизненную ситуацию?
|
1. Да, удалось
|
42,01
|
2. Скорее удалось
|
32,64
|
3. Скорее, не удалось
|
7,99
|
4. Не удалось
|
0
|
5. Затрудняюсь ответить
|
17,36
|
84,37% граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и получающих помощь в рамках социального контракта, считают, что перед изменением положения о помощи гражданам товарами для дошкольного и школьного образования, товарами первой необходимости и др., необходимо еще подумать, более 14% поддерживают данное решение (1,74% «да, это правильное решение» и 13,89% «скорее правильное решение»)
Общее распределение ответов респондентов
|
Вопрос
|
Варианты ответа
|
Результат, %
|
6. Считаете ли Вы обоснованным изменение положения о помощи гражданам товарами для дошкольного и школьного образования, товарами первой необходимости и др.?
|
1. Да, это правильное решение
|
1,74
|
2. Скорее правильное решение
|
13,89
|
3. Надо еще продумать этот шаг
|
84,37
|
Абсолютное большинство (80,21% «да, стал» и 8,68% «скорее, стал») респондентов считают, что социальный контракт стал хорошей стартовой возможностью для улучшения их материально-бытовых условий, 10,76% респондентов затруднились ответить на поставленный вопрос, а 0,35% ответили отрицательно.
Общее распределение ответов респондентов
|
Вопрос
|
Варианты ответа
|
Результат, %
|
7. Стал ли Для Вас социальный контракт хорошей стартовой возможностью для улучшения материально-бытовых условий?
|
1. Да, стал
|
80,21
|
2. Скорее, стал
|
8,68
|
3. Скорее, не стал
|
0,35
|
4. Нет, не стал
|
0
|
5. Затрудняюсь ответить
|
10,76
|
Больше половины опрошенных считают, что для совершенствования социального контракта необходимо изменить порядок выплат (57,21%), 19,51% отметили недостаточное количество информации о контрактах, 18,01% высказались о повышении количества программ обучения, 5,27% считают размер плат недостаточным.
Общее распределение ответов респондентов
|
Вопрос
|
Варианты ответа
|
Результат, %
|
8. Как Вы считаете, что нужно для совершенствования социального контракта?
|
1. Вся сумма должна приходить разом
|
57,21
|
2. Увеличить размер выплат
|
5,27
|
3. Увеличить количеств информации о контрактах
|
19,51
|
4. Повысить количество программ обучения
|
18,01
|
Подводя итоги, следует отметить, что оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта не предусматривает отказ от других форм ее предоставления. Суть социального контракта состоит в том, что это – договор о взаимных обязательствах между семьей и органом социальной защиты населения. Орган социальной защиты населения оказывает помощь семье, которая берет на себя определенные в программе социальной адаптации обязательства. Иначе говоря, деньги даются для перехода семьи на самообеспечение.