Опубликованная в газете и на нашем сайте с таким названиям статья ветерана КБХА Алексея Леонидовича Коротеева с помощью заместителя председателя Воронежской областной думы Сергея Ивановича Рудакова была передана депутату Государственной Думы Николаю Михайловичу Харитонову. Который в свою очередь на основании статьи написал депутатский запрос в Правительство Российской Федерации. Полученный им ответ мы публикуем ниже.
Уважаемый Николай Михайлович!
В соответствии со статьей 14 Федерального закона "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" направляется подготовленный Госкорпорацией "Роскосмос" ответ на Ваш депутатский запрос по вопросу реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу.
Заместитель Председателя Правительства
Российской Федерации - Министр промышленности и торговли Российской Федерации
Д.Мантуров
1.03.2024
О рассмотрении запроса
В соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2024 г. № 15542-117 Госкорпорация "Роскосмос" рассмотрела запрос депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Н.М.Харпгонова от 21 февраля 2024 г. о проблемных вопросах реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу (далее - Запрос).
Сообщаем, что позиции Минобрнауки России и Российской академии наук по Запросу в Госкорпорацию "Роскосмос" до настоящего временине поступили.
Основной вопрос заявителя (Коротеев A.Л.) касается механизма реализации Основ государственной политики Российской Федерации в сфере космической деятельности (далее - Основы).
Системная реализация Основ обеспечена. Правительством Российской Федерации еще в 2020 году утвержден План реализации Основ (распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2020 г. № 3178-р). Основным документом, содержащим мероприятия, обеспечивающие реализацию Основ, является государственная программа Российской Федерации "Космическая деятельность России, которая выполняется с 2013 года и включает в себя все программно-плановые документы, реализуемые в гражданском блоке космической детальности Российской Федерации. Необходимо отметить, что все перечисленные документы государственного планирования имеют пометку ограничения доступа "для служебного пользования".
При этом предложение автора, касающееся подхода к решению проблем ракетно-космической отрасли на основе "добавления цифр необходимых ресурсов" к соображениям, высказанным в статье Пляска мелких лавочников на костях победителей" газеты "Аргументы недели (АН) от 28 сентября 2021 г. № 38 (782), Госкорпорацией "Роскосмос не считается рациональным, так как решение проблем такого типа требует комплексной предварительной проработки, привлечения широкого круга специалистов и ряда профильных структур системы
государственного управления.
По вопросу формирования корпуса управленческих кадров ракетно-космической промышленности необходимо отметить, что согласование кандидатур на управленческие должности имеет не стихийный, а системный характер и заключается в совместном принятии решении – по кандидатурам на эти должности как управляющими органами организаций отрасли, так и профильными (кадровыми, тематическими, безопасности, защиты информации и другими) подразделениями Госкорпорации «Космос». В частности, генеральные (главные) конструкторы организаций отрасли назначаются на на должности в порядке, утверждённом приказом Госкорпорации «Роскосмос» от 30 июня 2017 г. №222 «О генеральном (главном) конструкторе изделия (направления деятельности) организации ракетно-космической промышленности». Эти приказов четко установлено, что на указанную должность назначаются лица, имеющие высшее (техническое) образование и стаж инженерно-конструкторской работы не менее 10 лет, из числа работников профильных организаций отрасли.
Генеральные конструкторы отрасли назначаются Военно-промышленной комиссией российской Федерации в соответствии с решением Президента Российской Федерации. В частности, действующий генеральный директор Госкорпорации «Роскосмос» Ю.И. Борисов назначен на должность Указом Президента Российской Федерации от 15.07.2022 №463.
В связи с изложенным возложение заявителем ответственности за кадровые назначения в ракетно-космической промышленности на отдельных должностных лиц, на наш взгляд, не представляется корректным.
Также по вопросу кадрового обеспечения отрасли необходимо отметить, что так называемый процесс "омоложения" кадров является естественным процессом. Так, специалисты отрасли, которые достигли возраста 40 лет, были рождены после 1980 года - это начало периода истории, в котором началось активное изменение парадигмы космической деятельности, количество ее участников в лице различных государств начало возрастать ускоряющимися темпами. Соответственно, усилилась конкуренция между космическим державами, возрастающее значение стал приобретать экономический аспект космический деятельность, ускорилось внедрение ее результатов в отрасли экономики. Начали появляться субъекты космической деятельности, функционирующие на основе частного капитала. Вопросы экономической целесообразности космических проектов начали переживать трансформацию, переходя от использования преимущественно от метода сравнения затрат к подходам, основанным на оценке экономических и социальных эффектов.
Стремительное развитие технологий в конце XX века позволило значительно, упростив "вхождение в отрасль" для массы новых участников и стало дополнительным фактором ужесточения конкуренции.
На основании изложенною можно сказав, что качественное экономическое образование у руководителя является скорее преимуществом, чем недостатком. Если этом оно дополняет его основное образование – техническое – то такое преимущество является весьма существенным, а зачастую и просто необходимым для выживания организации в современных экономических условиях.
В части позиции заявителя по «обидным падениям» сообщаем что по итогам 2023 года серия безаварийных пусков ракет космического назначения достигла значения 117 начиная пусков начиная с октября 2018 г. То есть госкорпорация "Роскосмос" обеспечивает полную безаварийность России уже более пяти лет.
Стремясь соответствовать современным тенденциям развития эффективных моделей производств, Госкорпорация «Роскосмос» последовательно осуществляет формирование интегрированных структур отрасли. История деятельности по развитию ракетно-космической промышленности уходит корнями ещё в СССР. В новейшей истории нашей страны эта работа проводилась в том числе в рамках деятельности Комиссии по реализации Федеральной целевой программы «Реформирование и развитие оборонно-промышленною комплекса (2002 - 2006 годы)", действующей на основании постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 517 ”0 Комиссии по реализации Федеральной целевой программы “Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)".
Формирование интегрированных структур в отрасли является сложным процессом, предполагающим разработку и "защиту" в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти системных проектов по каждому структурному преобразованию. И предложения одного человека по созданию какого-либо холдинга совсем недостаточно для того, чтобы этот холдинг появился. Поэтому позиция заявителя по данному вопросу тоже не может быть разделена. Однако необходимо отметить, что поднимаемые заявителем вопросы повышения эффективности работы отрасли заслуживают внимания. Они также очевидны для Госкорпорации "Роскосмос" и находятся на постоянном контроле в ее профильных структурных подразделениях.
Вопрос размера заработных плат сотрудников отрасли является одним из важнейших. Его решение - непростая задача. Оно возможно прежде всего через улучшение финансово-экономического состояния отрасли в целом. Это крупное направление работы, успех реализации которого зависит от того, насколько быстро и эффективно предприятия отрасли будут реализовывать космические программы и проекты – как, так и коммерческие. Госкорпорация "Роскосмос в этом направлении играет важную роль, выступая помощником для предприятий со стороны совершенствования законодательств в сфере космической деятельности, сохранения ритмичности финансирования государственного заказа
и управлением эффективностью его реализации. В случае успеха совместной работы Госкорпорации «Роскосмос» и руководства отраслевых предприятий профессия «создателя российского космоса» станет не только почётной, но и достойно оплачиваемой.
В части состава орбитальной группировки космических аппаратов Российской Федерации необходимо отметить, что она создается отраслью в полном соответствии с программами и проектами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Обеспечение качества реализации этих программ - ключевая задача тематических подразделений Госкорпорации «Роскосмос». Контроль этой реализации непрерывно осуществляется со стороны Минэкономразвития России с представлением соответствующих докладов в Правительство Российской Федерации.
Так как отчеты о реализации программно-плановых документов стратегического планирования Российской Федерации в сфере космической деятельности (как и в любой другой области деятельности государства) регламентированы. Госкорпорации "Роскосмос невозможно скрывать от кого-либо результаты своей деятельности, вводить кого-либо в заблуждение, как указывает в своем обращении заявитель. Эти отчеты детализированы до уровня конкретной работы и регулярно находятся под наблюдением не только уполномоченного органа по формированию и мониторингу отчетности (Минэкономразвития России), но и под пристальным надзором таких структур, как Счетная палата Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Федеральное казначейство и другие контрольно-надзорные органы. В этом направлении интенсивно работает и Служба внутреннего аудита Госкорпорации "Роскосмос".
В отношении успехов российской космонавтики Госкорпорация "Роскосмос" размещает в общественном информационном пространстве лишь разрешенные для опубликования сведения. Ведь ракетно-космическая промышленность - это одна из отраслей оборонно-промышленного комплекса, информация о работе которого никогда широко не распространялась. Тем более в такие непростые для государства времена, как сейчас. Поэтому можно улыбаться над нашими успехами в виде робота Федора, поставить под сомнение идею создания низкоорбитальных группировок, "пожурить" Госкорпорацию "Роскосмос» за, казалось бы, неправильные решения в различных областях космической деятельности. Но факт остается фактом: российская космонавтика не только существует, но и развивается. Появляются новые космические аппараты, средства выведения, новые концепции производства.
Появляются возможности установить новую планку требований к отечественной космонавтике: присоединиться к проектам по изучению и освоению Луны, уже совсем предметно взглянуть на изучение других планет Солнечной системы, стать полноправным членом группы стран, поставивших космическую деятельность на службу не только задачам обороны, но и социально-экономическим задачам.
Мы внимательно изучили все предложения заявителя по улучшению ситуации в ракетно-космической отрасли. Пусть не все они опираются на верно определенную суть происходящих процессов, но все они, без сомнения, направлены в ту же цель, к которой стремится и Госкорпорация "Роскосмос" - повышать эффективность, качество, престиж и результативность нашей космической деятельное. Поэтому несмотря на представленную заявителем критику мы считаем, что смотрим вместе с ним на имеющиеся проблемы под одним и тем же углом. Также сообщаем, что мы очень ценим его вклад видело развитие отечественной космонавтики, как ценим вклад каждого работника нашей отрасли, преданного своему делу.
Генеральный директор Госкорпорации «Роскосмос»
Ю.И. Борисов