Календарь

Ноябрь 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

14:31, 28.03.2024

Развал системы ЖКХ становится угрозой национальной безопасности

K такому выводу пришли в Госдумена заседании рабочей группы по совершенствованию законодательного регулирования коммунальной отрасли.

K такому выводу пришли в Госдумена заседании рабочей группы по совершенствованию законодательного регулирования коммунальной отрасли.

В ходе мероприятия было отмечено, что в некоторых регионах обстановка с инфраструктурой критическая. Анализ многочисленных аварий этой зимой показывает, что основной причиной стали прорывы на тепловых сетях, произошедшие вследствие их изношенности, а также некачественной подготовки ряда объектов теплоснабжения к отопительному сезону.

По мнению депутата ГД Михаила Матвеева, (КПРФ), ключевой причиной всех проблем в ЖКХ стала жадность частного бизнеса, который получил коммунальные сети и МКД в управление. Дополнительным фактором, способствующим бесхозяйственности, является развал системы местного самоуправления.

Масштабные аварии, да еще в период холодов, угрожают населению и государству

Обозреватель, автор ТГ-канала«Мастер пера» Дмитрий Севрюков констатировал, что в России назрела необходимость радикальных мер для обновления системы ЖКХ, «потому что дальше так жить нельзя».Государству необходимо вернуть под полный контроль со своей стороны всей жилищно-коммунальной сферы. Если страна испытывает недостаток труб или кранов для их укладки, нужно поднимать вопрос о новом нацпроекте, о мобилизации всех мощностей.Отсутствие тепла, воды и прочих удобств является угрозой национальной безопасности. С ее наличием будет крайне трудно выстаивать в геополитическом противоборстве, «потому что масштабные аварии, да еще в период холодов, угрожают населению и государству не меньше, чем полчища националистов и войск НАТО», - заключил Севрюков.

Ранее думцы попросили Генпрокуратуру проверить ресурсоснабжающим организации (РСО; поставщики коммунальных ресурсов – тепла, воды и т. д.) на предмет расходования средств, заложенных в тарифе ЖКХ на модернизацию сетей. Проверки должны пройти в регионах, где в январе 2024 г. произошли крупные аварии в коммунальной сфере. Запрос в Генпрокуратуру направил член комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Александр Якубовский («Единая Россия»).

Согласно стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ, порядка 40% линейных объектов нуждается в замене. По его словам, в такой ситуации критически важно контролировать целевое использование всех средств, направленных на модернизацию отрасли. Детальный анализ расходования денег не только позволит выявить какие-либо нарушения, но и даст понять всем участникам отрасли, что отныне будет жесткий контроль и надзор за этими процессами, подчеркнул Якубовский. По мнению Якубовского, также нужно корректировать мораторий на проведение проверок в сфере ЖКХ. Он действует с 10 марта 2022 г. и до конца 2024 г. как часть комплекса мер правительства для обеспечения устойчивости развития экономики и снижения нагрузки на бизнес в условиях санкций. Сейчас государственная жилищная инспекция имеет право проверять РСО, только если произошла авария. Но такие проверки крайне неэффективны.

Представитель Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения отметил, что проблема не в том, что инвестпрограммы РСО не выполняются, а в том, что они необъективно формируются. Например, в инвестпрограммы не могут быть заложены в полном объеме мероприятия, учитывающие реальное техническое состояние инфраструктуры.

Непочатый край работы для правоохранительных органов

Лидер общероссийского движения «Народный жилищный инспектор» Сергей Креков разбирая причины увеличения аварий на теплотрассах в разных регионах СергейКреков предлагает определить то общее, что их объединяет:

Не следует считать, что данные аварии случились только после Нового года. Еще в декабре 2023 года в регионе были зафиксированы такие случаи. В январе это приобрело масштабный характер из-за резкой нагрузки на теплосети, вызванной понижением температуры. Очевидно, что коммуникации оказались просто не готовы к отопительному сезону.

В ряде случаев аварии были спровоцированы или сопровождались авариями на электроподстанциях, питающих котельные. Почему такие объекты не имеют резервных источников питания - остается гадать.

Системные проблемы сферы ЖКХ не относятся к хроническому недофинансированию и анализируемые нами проблемы никак не связаны с отсутствием денег на ремонт сетей. За 10 – 15 лет модернизации коммунальной инфраструктуры государство вложило триллионы рублей в ремонт и восстановление сетей, и такой объем финансирования накладывает обязательства на тех, кто получил эти деньги. И тут непочатый край работы для правоохранительных органов!

В сфере ЖКХ отсутствуют механизмы оперативного управления коммунальной инфраструктурой городов и населенных пунктов. Весь механизм контроля за деятельностью УК и РСО, который сводится к выдаче предписаний и требований, под угрозой штрафов и уголовного преследования, в критической ситуации оказывается бесполезным, а органы местной и муниципальной власти - беспомощными.

В то же время государственная политика коммунального обеспечения населения, направленная на коммерциализацию этой сферы, не оставляет шансов власти на местах. Достаточно привести в пример ситуацию с ГЧП, когда федеральные власти практически заставляли региональные власти передавать в частные руки муниципальные коммунальные предприятия. Для стимулирования этого процесса речь даже шла о законодательном запрете такой формы, как МУП.

Тотальная коррупция, пронизывающая всю сферу ЖКХ, приводит к тому, что все акты: ввода коммунальных сетей, присоединения к коммунальным системам, готовности к отопительному сезону – можно получить только за взятки проверяющим. Органы ГЖИ превратили свою деятельность в откровенное мздоимство. Теперь, если ты хочешь управлять МКД, нужно договориться с ГЖИ, чтобы она внесла дом в реестр, а что там решили собственники никого не волнует.

Публичные заявления о необходимости выделить миллиарды рублей на восстановление работоспособности коммунальной системы не позволит решить проблему. Требуется переосмыслить государственную политику в сфере ЖКХ.

Предложений, как добиться нужного уровня замены сетей стратегия Минстроя не содержит

Позже лидер общероссийского движения «Народный жилищный инспектор» Сергей Креков выступил с резкой критикой вице-премьера Марата Хуснуллинаи потребовал его отставки. Отвечая на вопрос: «Почему именно в 2024 году случилась "эпидемия прорывов труб", ведь аномальные морозы в РФ случаются чуть ли не каждый год?», Сергей Креков пишет:

«Для того, чтобы понять причины происходящего коммунального коллапса в 2024 году необходимо проанализировать деятельность курирующего Минстрой вице-премьера Марата Хуснуллина.

30 июля 2020 года вице-премьер Марат Хуснулин: «во второй половине года я хочу вплотную заняться проблемами ЖКХ. Я как куратор ведомства поручу Минстрою готовить предложения по развитию отрасли активнее, и мы будем выносить их на президента.» Источник ria.ru

В результате этой кипучей деятельности Минстроя была утверждена «Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства РФ на период до 2030 г. с прогнозом до 2035 г.», в которой среди прочих указанно, что «текущее состояние систем централизованного теплоснабжения характеризуется недостаточными показателями надежности. А среди вызовов отмечается рост изношенности и аварийности объектов теплосетевого комплекса. При существующем удельном весе сетей теплоснабжения, нуждающихся в замене, составляющем около 30 процентов, фактически ежегодно обновляется только 1,5 - 2,2 процента. В то время, как необходимые темпы замены сетей теплоснабжения должны быть на уровне не менее 5 процентов в год.».

Никаких конкретных предложений, как добиться нужного уровня замены сетей, данная стратегия не содержит. Авторы ограничились набором деклараций, а курирующий вице-премьер, опираясь на нее, занялся хорошо знакомой ему деятельностью - выбиванием и освоением бюджетных средств на замену ветхих сетей.

В 2022 он пояснил, что пока дополнительные деньги предусмотрены в размере 30 млрд рублей на следующий год для раскрутки, 100 млрд — на 2024-й и 150 — на 2025 годы. Также средства фонда национального благосостояния в размере 150 млрд рублей выделены на цели реформирования ЖКХ в этом году. "Если мы вложим примерно 280 млрд рублей и привлечем такую же цифру дополнительно, то 500-600 млрд — это уже серьезная программа, за которую можно уже получить заметное улучшение", — подчеркнул вице-премьер. Источникnterfax.ru

Только в 2023 году в систему ЖКХ направили 337 млрд рублей из разных источников, сообщил на встрече с жителями Анадыря Президент России Владимир Путин.

Из всего вышеизложенного по мнению Сергея Крекова напрашивается один простой вывод, что сложившаяся ситуация, которая привела в 2024 году к «коммунальному апокалипсису», - всецело вина курирующего вице-премьера Марата Хуснуллина и его команды. Либо они неправильно определили подходы к решению проблемы теплоснабжения в утверждённой Правительством России стратегии, либо не смогли проконтролировать целевое расходование денежных средств для достижения заявленных в стратегии процентов замены сетей теплоснабжения при том, что только в 2023 году запланированный объем финансирования был превышен в 10 раз!

Безусловно, это не единственная причина, но без замены ответственных должностных лиц, доказавших свою профессиональную непригодность, рассчитывать на положительные изменения в отрасли не приходится».

Напомним, Комплексная программа модернизации коммунального хозяйства на пятилетний период с прогнозом до 2030 года потребует не менее 2,6 трлн рублей федеральных средств и привлечения порядка 2 трлн рублей внебюджетных средств. При этом источники финансирования программы в настоящее время обсуждаются. Среди рассматриваемых вариантов - финансирование за счет средств бюджета преимущественно на возвратной основе, а также за счет средств ФНБ (Фонда национального благосостояния России).

Иван Славин

просмотров: 56

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.