В понедельник 26 февраля 2024 года Арбитражный суд Свердловской области удовлетворил иск Генеральной прокуратуры об изъятии АО «Челябинского электрометаллургического комбината» (ЧМЭК), крупнейшего производителя ферросплавов в России (80% рынка ферросплавов). в собственность государства. . Надзорное ведомство просило истребовать в пользу РФ из незаконного владения госимущество в виде акций Серовского завода ферросплавов, Челябинского электрометаллургического комбината и «Кузнецких ферросплавов».
В понедельник 26 февраля 2024 года Арбитражный суд Свердловской области удовлетворил иск Генеральной прокуратуры об изъятии АО «Челябинского электрометаллургического комбината» (ЧМЭК), крупнейшего производителя ферросплавов в России (80% рынка ферросплавов). в собственность государства. . Надзорное ведомство просило истребовать в пользу РФ из незаконного владения госимущество в виде акций Серовского завода ферросплавов, Челябинского электрометаллургического комбината и «Кузнецких ферросплавов».
Действовал в ущерб национальным интересам
Генпрокуратура аргументировала свои требования тем, что, проведенная более 30 лет назад приватизация этих заводов, которые относятся к военно-промышленному комплексу (ВПК), прошла с нарушениями, ведь правительство не давало разрешения на сделку. В итоге ответчики, компания «Эталон» — материнская структура и два физлица: Людмила и Юрий Антиповы, в 1990-е годы незаконно завладели госпредприятиями. Ещё одна причина иска контроль резидентов недружественных стран над этими предприятиями. Речь идет о канадско-швейцарской компании RFA International.
«Выпускаемая заводами под их контролем и предназначенная для производства вооружений и боеприпасов продукция (ферросплавы) в ущерб национальным интересам по заниженной стоимости вывозится в США, Францию и Великобританию, ведущие агрессивную политику в отношении Российской Федерации и поставляющие оружие на Украину, — указано в иске. — При этом активы предприятий Антипов Ю. В. и связанные с ним лица выводят на свои счета под видом дивидендов и получаемых от заводов займов».
За 2022 год выручка АО «ЧЭМК» составила 97,5 миллиарда рублей, чистая прибыль — 15 миллиардов рублей. АО «Кузнецкие ферросплавы» закончило тот же период с выручкой 37 миллиардов и прибылью 2,7 миллиарда, АО «Серовский завод ферросплавов» — 34 миллиарда и 3,8 миллиарда рублей.
Судебный процесс шел с невиданной скоростью, от подачи иска до вынесения решения он длился меньше месяца. Ещё и благодаря заявлению президента Владимира Путина во время недавнего визита в Челябинск. Еще до решения суда президент России Владимир Путин заявил о том, что вредное производство ЧЭМК нужно вынести за пределы Челябинска. Уже 22 февраля ЧЭМК приступил к остановке электродного производства.
В группе ЧЭМК утверждают, что предприятия не входят в ВПК, а поставляют ферросплавы металлургическим предприятиям — ММК, НЛМК, «Северстали» и другим, а уже они отправляют сталь оборонным заводам. А схему приватизации, как на трех заводах, использовали «абсолютно во всех регионах России со всеми промышленными предприятиями», но «ошибки» выявлены спустя 32 года только у них .
Владелец ЧЭМК в списке «200 богатейших бизнесменов России»
В тот же день, когда суд вынес решение, 26 февраля в Челябинске "в рамках расследования уголовного дела о мошенничестве" задержали Юрия Антипова, уже бывшего владельца одного из промышленных гигантов региона — Челябинского электрометаллургического комбината (ЧЭМК). Сообщалось, что с ним проводились следственные действия, а затем он был отпущен под подпиской о невыезде
Юрию Антипову 69 лет. В рейтингах Forbes он фигурирует как частный инвестор. Последний раз он засветился в топ-50 россиян с наибольшими доходами от дивидендов за 2022 год. Он занял 9 место, получив 43,2 миллиарда рублей дивидендов от ЧЭМК и «Кузнецких ферросплавов». В 2021 году Юрий Антипов (с учетом активов семьи) вошел в список «200 богатейших бизнесменов России» Состояние Антипова и его семьи в 2021 году оценивалось в $700 млн.
Челябинский инцидент стал наиболее громким в череде целого ряда подобных дел, в том числе в регионах ЦФО . Буквально накануне 19 февраля суд в Липецке национализировал местную кондитерскую фабрику Петра Порошенко. Октябрьский районный суд Липецка запретил деятельность экс-президента Украины Петра Порошенко и обратил в доход России акции и доли кондитерской фабрики «Рошен» в Липецке. Суд также запретил деятельность сына Порошенко Алексея и гендиректора фабрики Олега Казакова «в связи с осуществлением экстремистской деятельности».
В ноябре прошлого года была национализирована еще одна украинская кондитерская фабрика в Черноземье — находящаяся в Курске «Конти». По иску Генпрокуратуры Ленинский районный суд города обратил в федеральную собственность акции АО «Конти-Рус» и 100% долей в уставном капитале связанных с ней ООО «Кэндимакс», ООО «Мерлетто Капитал» и ООО «КЦ «Мерлетто». В деле было также восемь ответчиков-физлиц, как и в случае с «Рошен», их деятельность признали экстремистской и запретили.
Недавно Генеральная прокуратура подала иск о возвращении в собственность государства Ивановского завода тяжелого машиностроения (ИЗТС). Отмечается, что Генеральная прокуратура выявила факт незаконного изъятия из собственности государства принадлежащего ему ИЗТС. Решение об этом принималось неуполномоченными лицами и без разрешения правительства РФ, пояснили в ведомстве. Предварительное заседание по иску назначено на 4 марта. При этом суд удовлетворил просьбу Генпрокуратуры наложить арест на всë движимое и недвижимое имущество завода и АО «Станки и инструмент» в качестве обеспечительной меры. Ивановский завод тяжелого станкостроения был основан в 1953 году и стал одним из крупнейших станкостроительных предприятий по производству высокотехнологичных и наукоемких станков. В 2022 году выручка предприятия составила 1,67 млн руб., чистая прибыль — 1,9 млн руб.
Ещё 10 лет тому назад, когда в 2014-м у АФК "Система" изъяли в пользу государства компанию "Башнефть", это дело о пересмотре приватизации стало сенсацией: И хотя основателю «Системы" Владимиру Евтушенкову пришлось посидеть под домашним арестом весь бизнес он не потерял .
Не останавливаться, Владимир Владимирович!
Но после начала СВО, с февраля 2022 до конца 2023 года было возбуждено более полусотни дел об изъятии крупных предприятий в пользу государства. Основания находят не только в виде нарушений в период проведения приватизации, но и, скажем, в виде нарушения антикоррупционного законодательства или закона об иностранных инвесторах. Или совсем недавний случай, когда в подмосковном Подольске к приватизации Климовского патронного завода привела коммунальная авария потому что аварийная котельная была на балансе данного предприятия.
Будет ли процесс углубляться и расширяться пока непонятно. Напомним, что в сентябре прошлого года на Восточном экономическом форуме зашла речь о пересмотре итогов приватизации предприятий, которые проводятся по инициативе прокуратуры, президент России Владимир Путин сказал: «Никакой деприватизации не намечается, никакой деприватизации не будет!». Прокуратура активно работает по отдельным направлениям и компаниям, потому что правоохранительные органы имеют право оценивать, что происходит в экономике, добавил президент. Но это, по его словам, не связано ни с какими решениями о деприватизации.
Очевидно, что предприятия, которые сегодня «взяла на карандаш» Генпрокуратура, играют важное значение в оборонной промышленности. Большая часть исков Генпрокуратуры затрагивает оборонную и энергетическую отрасли, а также транспортную инфраструктуру. Во многом речь идёт о политике и нацбезопасности. Так, в числе владельцев «Волжского оргсинтеза» присутствовали французы и немцы, а бенефициар «Метафракс Кемикалс» Сейфеддин Рустамов проживает в США. В ноябре 2023 года Арбитражный суд Приморского края удовлетворил иск Генпрокуратуры России к ООО «Фининвест» об изъятии в собственность государства Дальнегорского горно-обогатительного комбината (ГОК), единственного в РФ производителя борной кислоты, контроль над которым оказался у иностранного инвестора. Генпрокуратура России указывала в своем заявлении, что интересам государства деятельностью ответчиков, по предварительным данным, нанесен ущерб на 2 миллиарда рублей.
Понятно, что широкие народные массы всецело поддерживают деприватизацию. Так, если в 2000 году о несправедливости приватизации говорили 21% россиян (данные фонда «Общественное мнение»), то в 2017-м опрос ВЦИОМ показал: негативно итоги приватизации оценивают 73% жителей страны. Сейчас этот процент наверняка ещё больше. Кстати, всего по результатам трех этапов приватизации за десятилетие в России перешли в частные руки более 145 тысяч госпредприятий, что принесло в казну по нынешним временам "смешные" 9,7 млрд долл.
Поддерживают деприватизацию и многие политики, и не только коммунисты. Так председатель консервативного Российского общенародного Союза Сергей Бабурин после известий о национализации ЧМЭК сделал громкое заявление: «Не останавливаться, Владимир Владимирович!» Он призвал он президента: «Деолигархизация России должна быть произведена.
РОССИЙСКИЙ ОБЩЕНАРОДНЫЙ СОЮЗ заявляет:
Ревизия итогов российской приватизации 90-х должна быть продолжена повсеместно!»
Никто не знает, кто в очереди может быть следующим В свою очередь Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) разработал поправки в законодательство, направленные на защиту прав добросовестных собственников бизнеса от деприватизации. По словам президента РСПП Шохина, предложения касаются внесения изменений в закон о приватизации. «Мы предлагаем двустороннюю реституцию. Это право государства обратить в казну ту или иную собственность, но и право собственника на компенсацию по рыночной цене, с учетом предшествующих затрат», — пояснил он. Шохин выразил отношение бизнеса к происходящему лаконично: «У нас никто не знает, кто в очереди может быть следующим».
На самом деле очевидно, что тотальный пересмотр итогов приватизации стал бы потрясением не только основ российской рыночной экономики, но и государства в целом. А чтобы закрыть вопрос о несправедливой приватизации политолог Сергей Марков , очень верно предложил не столько пересмотр итогов приватизации, сколько более активное управление. «То есть люди, которые приватизировали предприятия, должны продемонстрировать, что их работа эффективна в интересах общества, а если нет, может быть, и назад должны отдать» - сказал он. Собственно это и есть главный посыл уже рассмотренных дел о национализации.
И дело ЧЭМК стало самым громким в ряду подобных, потому что как заметил член Общественной палаты Челябинской области Сергей Филичкин: «Это очень мощный сигнал для всех собственников такого крупного промышленного бизнеса. Если ты не хочешь выполнять социальные обязательства на территории, где находится твое производство, ты можешь все потерять. Если ты не хочешь платить налоги в своей стране, а выводишь основную прибыль через офшоры, то тебе не надо работать в России. Если поставляешь стратегическое сырье в недружественные страны, то уезжай туда жить. Предприятия, которые находятся в России, используют ее ресурсы, где трудятся наши граждане, должны работать в интересах этой страны и в интересах этих людей».