Предприятия отрасли уже заработали больше, чем в прошлом году.
Выручка заведений общественного питания продолжает опережать аналогичные показатели 2022 года. За десять месяцев суммарный денежный оборот ресторанов, кафе, баров в ЦФО относительно января-октября 2022 г. вырос на 14,3%. Причем продажи в общепите непрерывно превосходят спрос жителей в прошлом году.
Как видно, максимальный подъем случился в апреле-мае. Сказался эффект низкой базы. Именно на первые весенние месяцы пришелся период неопределенности, отразившийся на всех сферах жизни.
Среди регионов максимальный подъем оборотов общественного питания присущ Воронежской и Смоленской областям, Москве. Но в абсолютные лидеры вырвалась Тульская область. К концу октября выручка заведений увеличилась более чем на четверть по сравнению с прошлым годом.
В Брянской области небольшое снижение оборотов, но можно сказать, что за этот период рестораны, кафе и бары заработали столько, что и годом ранее. Куда сильнее упал спрос в Ярославской и Ивановской областях. Люди стали гораздо чаще питаться едой, приготовленной дома.
Кроме эффекта низкой базы, на увеличение оборота общественного питания влияют "расширение аудитории (+10%) и повышение размера среднего чека (+5%)". Такие данные приводит исследовательский холдинг Ромир.
"Интересно отметить, что ключевыми каналами, привлекающими новую аудиторию, являются бургерные, пекарни и столовые", – подчеркивает директор по работе с клиентами компании Маргарита Абрамкина (Статья ("Россияне заедают стресс в ресторанах" от 21 ноября 2023 года).
Развитие внутреннего туризма и набирающая популярность готовая еда, которую доставляется курьером прямо до порога квартиры, вносят ощутимый вклад в рост выручки ресторанного бизнеса.
Главными клиентами заведений общественного питания все также являются молодые люди и семьи без детей. Заведения фастфуда, кафе, реже рестораны экономят время и упрощают быт. Но и среднестатистическая семья из трех человек продолжает хотя бы изредка баловать себя, преображая привычный домашний досуг вкусной и иногда вредной едой.
Месячные траты на кафе и рестораны мамы, папы и их ребенка по итогам первого полугодия, по подсчетам ФинЭкспертизы, повысились приблизительно на 8%. Только семьи в Смоленской и Владимирской областях существенно сократили расходы на общепит. В оставшихся субъектах бюджет на походы в кафе плюс/минус остается тем же или увеличивается.
Походы в рестораны, кафе, бары и другие заведения общественного питания продолжают дарить приятные эмоции, становятся местом для ухода из привычной обыденности или помогают сберечь силы на что-то важное. Люди подстраиваются к сегодняшним реалиям, кому-то заработная плата позволяет почаще употреблять готовую еду, кто-то сберегает средства и тратит на более доступные цели (вкусно поесть, купить красивую вещь и т.д.).
Бизнес адаптируется под запросы населения, делает доступные цены, упрощает меню, открывает новые точки, сотрудничает с коллегами из смежных областей. Общепит настраивает экономику на позитивный лад, создавая рабочие места и выплачивая налоги.
Своевременная реакция на окружающую обстановку сохраняет финансовую устойчивость предприятия. Грамотное управление приводит к мыслям о продвижении бизнеса. Человек из своих соображений будет ходить в рестораны/кафе/бары, а им нужно ответить на два вопроса: Что ему предложить? Как выделиться среди конкурентов?