К 400-летию со дня рождения Святителя Митрофана, первого епископа Воронежского
Святитель Митрофан, первый епископ Воронежский родился 8 ноября 1623 г. «Родился от благочестивых родителей и воспитан ими в православной вере» и до сорокалетнего жил в миру: был женат, имел сына и служил приходским священником недалеко от города Шуи (ныне Владимирская область). В 1633 г., священник Михаил принял постриг с именем Митрофан в Золотниковской пустыни. Через три года иноческой жизни иеромонах Митрофан избран во игумена Яхромской Косминой обители. Этим монастырем он управлял 10 лет. Патриарх Иоаким (1674 - 1690), узнав о высоком благочестии святого Митрофана, возвел его в 1675 г. в сан архимандрита знаменитого в то время Макариево-Унженского монастыря. А 2 апреля 1682 г. Св. Митрофан был посвящен во епископа Воронежского.
Святитель Митрофан начал архипастырскую деятельность с постройки нового кафедрального собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, взамен ветхого деревянного храма. В 1692 г. собор был освящен. За время 20-летнего святительства Митрофана количество храмов в епархии возросло с 182 до 239, было основано два монастыря: Вознесенский Коротоякский и Троицкий Битюгский.
Первый Воронежский Святитель ревностно заботился о нуждах паствы. Он утешал бедных и богатых, был покровителем вдов и сирот, заступником обиженных. Его дом служил гостиницей для странников и лечебницей для больных.
Святитель Митрофан содействовал преобразованиям Петра I, необходимость и цель которых хорошо понимал. При постройке в Воронеже флота для похода на Азов Святитель Митрофан убеждал народ всемерно помогать Петру I. Святитель оказывал и материальную поддержку государственной казне, нуждавшейся в деньгах для строительства флота.
Служа царю и Отечеству не никогда поступался в вере, не боялся навлечь на себя царский гнев. Так, Святитель отказался идти во дворец к Петру I, потому что там стояли статуи языческих богов, и хотя за ослушание царской воли Святителю грозила опала, он остался непреклонен. Петр приказал убрать статуи и с того времени проникся еще большим уважением к Святителю.
Скончался Cвятитель Митрофан 6 декабря (23 ноября по старому стилю) 1703 г., будучи в возрасте 80 лет, приняв перед смертью схиму с именем Макарий. Погребение совершено было 4 декабря. Царь Петр I сам нес гроб Святителя от собора до усыпальницы. И прощаясь сказал: «Не осталось у меня больше такого святого старца. Ему же буди вечная память».
Одним из замечательных памятников жизни и деятельности Святителя Митрофана является его Духовное завещание. В нем Святитель говорит: «Употреби труд, храни мерность - богат будеши; воздержно пий, мало яждь - здрав будеши; твори благо, бегай злаго - спасен будеши».
Святитель Митрофан был причислен к лику святых Русской православной церкви 25июня (7 июля) 1832 года. История его канонизации спустя почти 130 лет после кончины заслуживает отдельного рассказа. Кстати, согласно церковному преданию, открытие мощей свт. Митрофана задолго до начала массового почитания было предсказано преподобным Серафимом Саровским (1754–1833).
А в первом письме епископа Воронежского Антония (Смирницкого; 1773–1846), адресованном обер-прокурору Св. Синода князю П.С. Мещерскому весной 1830 г., отмечалось: «В сем году, неизвестно по какому поводу, началось многолюдное и со дня на день увеличивающееся стечение как Воронежских граждан, так и окрестных жителей к гробу святителя для совершения памяти о нем; из числа таковых некоторые с верою испрашивавшие себе помощи от молитв святителя, являлись после ко мне [и] удостоверяли о полученном ими в разных болезнях чудесном исцелении, что все и замечается мною с надлежащею подробностью в заведенной для того домашней записке».
Фраза «неизвестно по какому поводу» скорее говорит о скудости сохранившихся известий о прижизненных подвигах и чудесах св. Митрофана. То есть, официальная церковная власть не ожидала от него посмертного духовного подвига. Но историки обращают внимание на тот факт, что активное почитание святителя оказалось связано именно с 1830-м годом, когда в Россию пришло одно из наиболее опасных инфекционных заболеваний XIX в. — холера. Народ поверил, что именно молитвами Св. Митрофана Воронежская губерния будет спасена от холеры.
По поводу же обращения епископа Воронежского Антония Синод принял решение секретно уведомить владыку, чтобы он принял меры «дабы преждевременно не утвердить в жителях мыслей о святости сего пастыря и не возбудить общего и настоятельного желания к открытию его тела, внушая напротив прозорливое и терпеливое ожидание особенного и более ясного произволения Божия к прославлению оного»
12 марта 1832 г., опять же «секретно», обер-прокурор сообщал Воронежскому Владыке о положительной резолюции императора Николая I на докладе «Об открытии в Воронеже нетленного
тела епископа Митрофана» и указывал, что Св. Синод считал необходимым составить комиссию из трех духовных лиц, присоединив к ней еще три или четыре «достойных лица», дабы приступить к освидетельствованию. Комиссии полагалось
проведение опроса благонадежными духовными лицами на местах проживания исцелившихся, в том числе и вне Воронежа.
Освидетельствование состоялось 18 и 19 апреля 1832 г. Акт подписали два архиерея, епископ Воронежский и Задонский Антоний и пять священнослужителей. В своём освидетельствовании церковные составители специально остановились на вопросе о похоронах святителя и о сохранности его тела. Рассказ содержал сведения о том, что прах епископа Митрофана дважды перезахоранивали. И «при обоих перенесениях тело его оказывалось еще невредимо».
Надо отметить, что причисление праведника к лику святых Православной Российской Церкви – событие в Синодальную эпоху неординарное. До середины XIX в. канонизировано было только три святителя: митрополит Ростовский Димитрий, епископ Иркутский Иннокентий и епископ Воронежский Митрофан. Прославление первого состоялось в 1757 г., при императрице Елизавете Петровне; второго – в 1804 г., при
императоре Александре Первом. Ранее, в 1798 г., Синодальным указом было подтверждено местное почитание Феодосия Тотемского. В каждом из этих случаев отмечались не только факты совершения чудотворений, но и факт нетленности мощей. Нетленность воспринималась как обязательное условие. Вот
почему вопрос о канонизации епископа Воронежского Митрофана (1683–1703) был для Св. Синода непосредственно связан с изучением состояния мощей святителя. Разумеется, не менее важен был и вопрос о связанных с именем епископа Митрофана чудесах.
После получения данных комиссии, Св. Синод поднес императору
Николаю I всеподданнейший доклад, приурочив его к дню рождения монарха (25 июня). Завершая доклад, члены Св. Синода полагали необходимым «тело Воронежского епископа Митрофана, в схимонасех Макария, признать за мощи несомнительно святые»; вынести их из подземного склепа и открыть для общего поклонения.
На докладе император оставил краткую резолюцию: «Согласен с мнением Святейшего Синода Император Николай I также назначил для поездки в Воронеж члена Синода архиепископа Тверского и Кашинского Григория.
Он прибыл в Воронеж и возглавил церковные торжества1 августа 1832 г. В час дня во всех церквах города начался благовест, продолжавшийся полтора часа. К открытию мощей приступили в три часа дня. Из Благовещенского собора их торжественно вынесли первые лица губернии: гражданский губернатор Д.Н. Бегичев, губернский предводитель дворянства С.А. Викулин, генерал-майор князь Голицын, жандармский полковник Коптев. Мощи торжественно были внесены в Архангельский собор. На торжествах, по сообщению прессы, «присутствовало огромное множество народа», а «город был иллюминирован».
На следующий день архиепископ Григорий и епископ Антоний совершили в Архангельском соборе Божественную литургию. Затем перед ракой свт. Митрофана архиепископ Григорий прочитал специальную молитву и все присутствовавшие были допущены к целованию мощей.
Празднования продолжились две недели спустя: 14 августа 1832 г.
епископ Антоний совершил Литургию и молебен новому святому. Все завершилось, как и в начале августа, торжественным обедом. 15 августа, в праздник Успения Божией Матери, обед для неимущих богомольцев устроил уже камергер Бибиков. 19 августа, отправляясь в Санкт-Петербург, Бибиков принял от епископа Антония специальное письмо императору и три иконы Свт. Митрофана для поднесения императрице Александре Федоровне, наследнику престола и великому князю Михаилу Павловичу.
В 1833 г., в день рождения императора Николая I, мощи свт. Митрофана были перенесены из Архангельского собора в отремонтированный кафедральный Благовещенский собор Воронежа, а в ноябре 1833 г. переложили их в специально изготовленную серебряную раку.
В 1836 г. при кафедральном соборе был официально учрежден первоклассный Митрофаньевский Благовещенский монастырь.
Спустя пять лет, летом 1837 г., Воронеж посетил наследник престола великий князь Александр Николаевич (5–7 июля) и императрица Александра Федоровна с великой княжной Марией Николаевной (13–16 августа). За время своего пребывания в Воронеже императрица посетила монастырь шесть раз, поклоняясь мощам Свт. Митрофана и даже совершив однажды уединенное моление. Александра Федоровна лично положила на мощи парчовый покров, а великая княжна Мария Николаевна «в дар трудов своих» принесла к подножию раки ковер.
Вскоре в Воронеж прибыл брат царя – великий князь Михаил Павлович, приезжавший на закладку здания Михайловского кадетского корпуса. Он также посетил монастырь: когда приехал в город и когда уезжал обратно (визит состоялся 14–15 сентября). Месяц спустя, 18 октября, Благовещенский Митрофанов монастырь посетила супруга великого князя – Елена Павловна. Как и императрица, она уединенно молилась над мощами. А 24 октября в Воронеж на поклонение мощам Свт. Митрофана, в сопровождении наследника престола, прибыл император Николай I.
Утром следующего дня он, «положив три земных поклона пред образом Божией Матери Одигитрии, приложился к оному; потом совершил троекратное молитвенное земное поклонение пред мощами святителя Митрофана, и к ним приложился. Что сделал и Великий Князь Цесаревич». Венценосец и его наследник присутствовали на молебне, совершенном архиепископом Антонием, вновь положив по три земных перед ракой Свт. Митрофана.
Так дань уважения памяти Свт. Митрофана отдали император и императрица, наследник престола и старшая дочь монарха, великокняжеская чета – любимый брат Николая I и его супруга. Безусловно, они верили в чудодейственную помощь праведника, в силу его молитвенного предстательства перед Богом.
В1862 г. в Великом Новгороде образ Святителя Митрофана Воронежского был запечатлен среди самых выдающихся русских просветителей на нижнем ярусе знаменитого памятника «Тысячелетие России».
После революции комиссия во главе с чекистом Бессмертным вскрыли мощи Св. Митрофана с целью «продемонстрировать трудящимся обман церковников». Но и оставленные после вскрытия в монастыре, мощи святого Митрофана продолжали привлекать паломников. Так в 1926 году у Святителя Митрофана побывало более двадцати тысяч паломников-богомольцев. А 20 августа 1927 года поклониться мощам святого Митрофана прибыло более тридцати тысяч паломников селян и более сорока тысяч горожан. В августе 1929 года президиум горсовета принял решение о закрытии церкви Митрофановского монастыря и об изъятии мощей.
По счастью нетленные мощи Святителя и чудотворца Воронежского Митрофана были переданы в музей и там уцелели. И в сентябре 1989 году были возвращены Русской Православной Церкви. Ныне рака с мощами Святителя Митрофана Воронежского пребывает в Благовещенском кафедральном соборе г. Воронежа.
Кирилл Оскольский по материалам Митрофановских церковно-исторических чтений